Обнаружен физический предел скорости работы жёстких дисков

У современных дисков перемагничивание одного бита занимает наносекунды (фото с сайта mobilemag.com).

Группа американских физиков из университета Стэнфорда (Stanford University) применила линейный электронный ускоритель длиной 3,2 километра, чтобы узнать, как быстро может быть записана информация магнитным способом.

Команда использовала пучок «плотно упакованных» электронов, летящих почти со скоростью света, чтобы произвести ряд чрезвычайно кратких импульсов магнитного поля, которые они направляли на цель — специальный магнитный материал.

Каждый импульс длился только 2,3 триллионные доли секунды (2,3 пикосекунды) и имел напряжённость в 10 Тесла — в 200 тысяч раз сильнее магнитного поля Земли.

На фотографиях целевого материала учёные ожидали увидеть, чередование тёмных и светлых участков, соответствующих разнонаправленной намагниченности.

Но атомы отказались изменить их полярность в унисон импульсам, и никакой последовательности не было замечено.

Почему сверхкраткий, но мощный импульс поля оказался не в состоянии намагнитить цель, осталось тайной.

«У нас есть сырая идея относительно задействованных здесь физических принципов, но количественной теории ещё не существует», — заявил один из исследователей Иохим Штёр (Joachim Stor).

Возможно, на таких скоростях записи значимыми становятся хаотичные тепловые колебания атомов.

Хотя данные скорости перемагничивания ещё намного выше, чем используемые в современных винчестерах, обозначился физический предел, над преодолением которого учёным и инженерам предстоит поломать голову.

Пылевые смерчи на Марсе создают гигантские электромагнитные поля