Американская семья объявила бойкот «Made in China»

"Американцы могут выглядеть суперпатриотами, — говорит Бонджорни, — но если приглядеться, то увидишь, что Китай делает все их главные праздники, включая Четвёртое июля" (фото с сайта pbrennan.net).

Примечательный эксперимент провела над собой одна американская семья. Обнаружив в один прекрасный день, что дом завален товарами китайского производства, мама решила отказаться от всех вещей с ярлыком «Made in China». Она перетянула на свою сторону папу, двоих детей, и семейство попыталось прожить без китайского один год.

27 декабря 2004 года, спустя два дня после Рождества, в понедельник, журналистка Сара Бонджорни (Sara Bongiorni) сидела на диване, грустно взирая на последствия праздника. И тут ей в глаза бросился неопровержимый факт – в доме прочно поселился Китай и занял много места.

«Китай смотрел на меня с погасшего экрана телевизора, шпионил за мной в груде теннисных туфель под дверью. Он сверкал огнями рождественской ёлки и наблюдал за мной глазами куклы, валявшейся на полу, — вспоминает Сара. — Я вскочила с дивана и стала быстро сортировать подарки, раскладывая их в две кучи: Китай и не-Китай. В итоге был счёт такой: Китай — 25, мир — 14. Я поняла, что Рождество стало праздником, сделанным китайцами. Тут-то я и решила – всё, с меня хватит. И захотела вышвырнуть Китай из своего дома».

Отдельный повод для грусти американцев — сборка плееров iPod на китайских фабриках, рабочие которых трудятся по 15 часов в сутки, получают $50 в месяц и половину этой зарплаты отдают за комнату в общаге (иллюстрация с сайта worstedwitch.com).

Если вы подумали, что Бонджорни таким способом задумала наказать Поднебесную, то вы ошибаетесь. Сара не имеет ничего против неё и отдавала себе отчёт, что «Китай никогда не почувствует булавочный укол нашего протеста»:

«Изгнание не было никакой ошибкой самого Китая. Эта страна принесла в нашу жизнь весёлые игрушки, разные полезные устройства и детские ботинки за 10 баксов. Иногда я задумывалась о проблемах китайских рабочих, о злоупотреблениях правами человека, о банкротстве американских компаний, не выдержавших конкуренции с китайцами. Но достоинство низкой цены пересилило всё. Мы не могли сопротивляться тому, что продавал Китай», — признаётся экспериментаторша.

В итоге Сара уговорила мужа Кевина (Kevin), и 1 января вся семья ввела годовое «домашнее эмбарго» на китайский импорт. «Мы выдавили Китай из наших жизней, потому что хотели оценить масштабы того, насколько прочно он у нас обосновался, — объясняет Бонджорни. — И мы решили узнать, сколько потребуется времени, денег и лишений, чтобы расстаться с нашей китайской привычкой».

Художник и фотограф Майкл Вольф (Michael Wolf) побывал на одной из китайских фабрик, которые в совокупности производят 75% от всех игрушек в мире. На этой фабрике Майк собрал материал для своей инсталляции «Настоящая история игрушек» («The Real Toy Story») и сфотографировал рабочих. Посмотрите результаты на этой странице.

Первый «звоночек» прозвенел для Сары, когда пришли в негодность туфли её сына Уэса (Wes). За недорогой обувью ей пришлось устроить настоящую охоту, обшаривая магазины, просматривая каталоги и внимательно читая ярлыки. Через две недели женщина сломалась и, скрепя сердце, выложила $68 за тапочки из Италии. Спустя другую пару недель ещё $60 ушли на ботинки для младшей дочери Софи (Sofie) — сделанные в Техасе.

А больше всего проблем возникло с мелочёвкой. Так, Бонджорни прошерстила полдюжины супермаркетов в поисках свечей для торта ко дню рождения мужа, но, в конечном счёте, вернулась к коробке пыльных свечных запасов, которые нашла на кухне. Однако и на этой коробке красовалось «Сделано в Китае».

Ярлык «Сделано в Китае» частенько встречается на товарах, продаваемых в сети IKEA (фото с сайта businessinnovationinsider.com).

«Мы убили четырёх мышей старомодными мышеловками, потому что все современные, работающие по принципу „поймай и выпусти“, которые мы предпочитаем, сделаны в Китае, — рассказывает Сара. — Правда, самые серьёзные трудности возникли с игрушками. Весной наш 4-летний сын начал антикампанию в поддержку китайских вещей: ему до смерти надоел датский Lego, и он потребовал на свой день рождения электрическую фиолетовую тыкву. Мальчик весь день вопил „Я не могу так долго жить без Китая!“, поэтому следующим утром я отвезла его в магазин и дала деньги, чтоб он сам выбрал и купил подарок. К счастью, он купил шашки, не китайские».

Сама идея бойкотирования китайского в Штатах, конечно, не нова. Да и Сара позаимствовала её у одной американки, которая воздерживалась от «Made in China» около полугода. Кстати, ранее семья Бонджорни бойкотировала розничного гиганта Wal-Mart, потому что он способствует глобальному демпингу (иллюстрация с сайта byteland.org).

Главе семьи Бонджорни тоже было непросто: «Мой муж оплакивал рождественские подарки, которые не мог купить, потому что те были сделаны в Китае. Он планировал самостоятельно начать шить спальные мешки для детей. Вообще, супруг может делать деревянные лодки и гитары, но я боялась его встречи с нитками и иглой».

Сделано в Китае, но не китайцами, а корейцами? Это всё меняет! (фото с сайта digitalmedia.oreilly.com).

Обо всех перипетиях, связанных с жизнью без товаров из Поднебесной, Сара написала статью для газеты Christian Science Monitor и книгу "Год без «Сделано в Китае» (A Year Without «Made in China»). Последняя продаётся за $25.

Прочитавшие книгу критики высказались примерно в таком ключе: «Когда автор решает воздержаться от китайского импорта, она ведёт свою семью в очаровательном эксперименте, который требует удивительных подвигов и изобретательности. Приключения семьи через лабиринт жизни потребителя современной Америки вызывают восхищение»;

Книжка увидела свет в США, но ярлык «Сделано в Китае» на ней присутствует — украшает обложку. Подзаголовок: «Правдивое приключение одной семьи в мировой экономике» (иллюстрация с сайта wiley.com).

«Это забавная и привлекательная история об эксперименте одной семьи в нашей мировой экономике. Семья Бонджорни обходится без тапочек, тёмных очков и картриджей для принтера, но демонстрирует недюжинный творческий потенциал и необходимое чувство юмора. Бесчисленные моральные сложности в отношениях между американскими потребителями и китайской фабрикой очевидны в каждом походе по магазинам».

Заметим, что Сара Бонджорни, как журналист, писала о международной торговле в течение десятилетия и думала, что товарообороты в миллиарды долларов не имеют лично к ней никакого отношения: подумаешь, где-то крутятся какие-то деньги. «Но бойкот заставил заново продумать расстояние между Китаем и мной», — признаётся она.

В итоге автор делает следующий вывод: «Прожив год без Китая, я могу сказать, что и вы всё ещё можете жить без него, но придётся стать хитрее и тратить больше денег. А вот через десятилетие у меня, возможно, не хватит храбрости повторить этот эксперимент».

И последнее. Китайские товары составили всего 15% от всех импортированных в США за 2006 год. В этой связи было бы небезынтересным почитать об итогах аналогичного эксперимента в России. Ну, вы понимаете. Честно говоря, лично нам отказаться от вездесущего «Made in China» кишка тонка уже сегодня.



Открыты первые соревнования по нанофутболу

2 июля 2007

Экстремалы навязывают в Книгу рекордов

2 июля 2007

Немецкая кобыла родилась немножечко зеброй

29 июня 2007

Остров лысого короля открывает посольство в прокуренной пивной

28 июня 2007

Инженеры выпрямили Пизанскую башню

28 июня 2007