Учёные научились перемещать нанотрубки лазерным лучом

Обозначенные красным цветом лазерные лучи перемещают окрашенные жёлтым нанотрубки на поверхности чипа (иллюстрация с сайта newscientist.com).

Дэвид Грир (David Grier) из Нью-йоркского университета (New York University), Джозеф Плива (Joseph Plewa) и его коллеги из чикагской компании Arryx впервые сумели собрать и переместить углеродные нанотрубки при помощи лазерного луча.

До сих пор единственным инструментом для работы с нанотрубками был дорогостоящий атомный силовой микроскоп.

А американские исследователи решили использовать технику, названную оптическим заманиванием в ловушку (Optical trapping) , которая основана на способности лазерного луча схватывать крохотные частицы, чтобы, когда луч перемещается, частицы двигались вместе с ним.

Биологи уже используют эту оптическую технологию для захвата отдельных клеток, например, одной единственной красной клетки крови для использования её в исследовании анемии или терапий малярии.

Оптическое заманивание в ловушку работает, потому что лазерные лучи интенсивнее в центре, чем по краям, поэтому частицы всегда стремятся к центру луча.

Учёные использовали жидкокристаллический «разделитель луча», чтобы разбить лазерный луч на 200 отдельных лучей, которые позволили им создать из нанотрубок треугольники, пятиугольники, шестиугольники и другие фигуры.

Предполагается, что работа Грира и его коллег, в конечном счёте, даст возможность инженерам строить из нанотрубок сверхскоростные микрочипы.

Учёные вырастили полупроводниковые нанодеревья