Генетические мутации помогли древним людям находить плоды на деревьях

Генетические вариации помогли человечеству не умереть с голоду в поисках плодов на деревьях (фото с сайта sciam.com).

Брайен Веррелли (Brian Verrelli) из университета Аризоны (Arizona State University) и Сара Тишкофф (Sarah Tishkoff) из университета Мэриленда (University of Maryland) проверили гены, отвечающие за цветное зрение у 236 человек со всего света, и открыли, что нежелательные, как правило, генетические изменения, в данной области сослужили человеку хорошую службу.

Исследователи проанализировали ген OPN1LW, находящийся на X-хромосоме. Он кодирует синтез белков, ответственных за восприятие красной области спектра.

Обмен материалом между этим геном и соседним геном, связанным с восприятием зелёного света приводит к большому количеству генетических изменений, которые иной раз заканчиваются цветовой слепотой.

Среди участников исследования учёные обнаружили 85 вариантов «красного» гена.

«Это приблизительно в три раза выше чем, для любого другого гена в человеческом геноме, — утверждает Тишкофф. — Обычно слишком много вариаций гена — это плохая вещь, и естественный отбор постепенно избавляется от такого положения вещей. Но в этом случае мы видим нечто иное».

Увеличенное изменение в этом гене повышает способность человека различать цвета в красно-оранжевой части спектра, особенно это правило действует у женщин, потому что они имеют сразу две копии хромосомы X.

По результатам предыдущего исследования на приматах было предположено, что увеличенная чувствительность к красному у самок, позволяла им лучше различать ягоды и плоды на фоне листьев.

Если именно женщины проводили сбор плодов в доисторические времена, как считает большинство учёных, это объясняет, почему сильные генетические изменения, повышающие чувствительность цветового восприятия — сохранились до сих пор.

Трагедия Арала зафиксирована на генетическом уровне