Геологи научились измерять высоту гор в далёком прошлом

Оказывается, дожди, выпадающие на гору, «записывают» её эволюцию (фото с сайта danny.oz.au).

Андреас Мульч (Andreas Mulch) из американского университета Стэнфорда (Stanford University) вместе с коллегами разработал новый способ оценки высоты гор, какой она была многие миллионы лет назад. Это поможет лучше понимать древний климат, на который горы сильно влияют.

Способ Мульча проистекает из того факта, что изотопный состав капель дождя (или снежинок), выпадающего на вершину горы, зависит от её высоты.

Дело в том, что в капельках воды обычно присутствует определённое соотношение разных изотопов водорода. Когда поток влажного воздуха сталкивается с горой, он гонится ветром наверх.

По мере «восхождения» падает температура воздуха и его плотность, и большая часть влаги выпадает дождём на склоны.

При этом молекулы воды, содержащие тяжёлые изотопы, выпадают на меньших высотах — у подножия гор, а лёгкие — удерживаются намного дольше.

Так, по мере подъёма влажного воздуха наверх меняется изотопный состав воды, и дождь на вершине помогает в точности вычислить её предельную высоту.

Остаётся найти способ — уловить капли, которые падали на гору миллионы лет назад. Оказывается, природа создала такие аккумуляторы.

Дождь на вершине смывается вниз, в ручьи и реки. Но не весь.

Часть воды просачивается по трещинам вглубь горы, где попадает в только-только кристаллизующиеся минералы, часть из которых способно абсорбировать воду и удерживать её в себе неограниченно долго.

А возраст таких минералов легко определить радиоизотопным методом.

К таким аккумулирующим влагу минералам относится, например, мусковит. Через миллионы лет мощные геологические процессы обнажают часть скрытых на огромной глубине пород, их-то и изучал Мульч.

Так, испытывая свой метод, он нашёл, что горный комплекс Shuswap в Канаде 50 миллионов лет назад был высотой 4 километра, а не три — как сейчас.

Корабль-дрель дырявит дно мирового океана