Биохимики синтезировали бешеный белок

Схема приона. Каждый год при поедании заражённой говядины заболевает несколько сотен людей (иллюстрация с сайта cnn.com).

Группа учёных из университета Калифорнии в Сан-Франциско (University of California, San Francisco) впервые в мире синтезировала искусственный белок-прион и показала, что он вызывает болезнь мозга.

Искусственный прион создан в лаборатории доктора Стэнли Прузинера (Stanley Prusiner), который ранее получил Нобелевскую премию как раз за открытие приона (естественного).

Прион — неправильная форма одного из белков мозга.

Спонтанное появление этой молекулы в мозгу — неясно (если только она не попадает в организм с пищей). Но она запускает цепочку биохимических реакций, приводящих к гибели мозговых клеток.

Считается, что прионы ответственны за многие смертельные заболевания, например — за коровье бешенство, болезнь Кройцфельда-Якобса и другие.

Впрочем, механизм действия прионов не выяснен до конца, а некоторые учёные считают ошибочным связывать их с данными болезнями, ведь инфекции, традиционно, ассоциируются с передачей некоего генетического материала (как у вирусов, например), а белок-прион генетического кода, понятно, не имеет.

Прузинер и его коллеги сумели впервые синтезировать прион в лаборатории. Они вводили эти белки мышам и получили 100-процентную заболеваемость.

Новое исследование поможет лучше понять действие прионов и, возможно, придумать методы борьбы с опасным белком и вызванными им последствиями.

Андрогинные черви без рта пожирают китов