Кровь крокодилов может спасти людей

Кери Хаммертон и живой талисман её лаборатории — крокодил Любимчик (фото с сайта abc.net.au).

Доктор Кери Хаммертон (Kerie Hammerton) из австралийской организации ядерной науки и техники (Australian Nuclear Science and Technology Organisation) показывает, что с помощью генов гемоглобина крокодилов можно создать генинженерный человеческий гемоглобин, более совершенный, чем все предыдущие заменители крови и во многом — даже чем естественная кровь.

Цель исследования — спроектировать для людей новый гемоглобин, отличный от естественного, пригодный для синтеза в бактериях (для промышленного производства) и пригодный в качестве заменителя крови для пострадавших, нуждающихся в срочном переливании.

Нехватка крови нужной группы для переливания, а также угроза заражения крови СПИДом — повод для учёных искать искусственные заменители.

Идеальным решением было бы введение человеку раствора чистого гемоглобина (вещества, отвечающего за транспорт кислорода в крови), без плазмы и красных клеток крови.

Но человеческий гемоглобин, когда он находится вне красных клеток — это яд для почек.

Исследование показало, что крокодилий гемоглобин выгодно отличается от человеческого — он транспортирует намного больше кислорода, а, кроме того, его химический механизм регулирования выпуска кислорода отличается от нашего.

У человека он зависит от фосфатов, в то время как у крокодилов — от бикарбонатов.

По этой причине крокодилий гемоглобин может работать вне красных клеток и не отравлять при этом почки.

Теперь учёные стремятся воспользоваться крокодильим генетическим кодом, чтобы создать модификацию гемоглобина, пригодного для человека, но работающего по крокодильей схеме.

Если эта работа удастся, можно говорить о спасении тысяч обречённых людей. Как, впрочем, и о переделе многомиллиардного мирового рынка заменителей крови.

Изобрели искусственную пиявку