Змеи могут приспосабливать голову к размерам добычи

Генетические мутации и адаптивная пластичность позволяют тигровым змеям приспосабливать размер своей головы к размеру добычи (фото с сайта abc.net.au).

Австралийские и французские исследователи решили выяснить, чем объясняются неодинаковые размеры голов одной и той же разновидности змей, живущих на острове и на материке: результатом генетических мутаций или адаптации к условиям окружающей среды.

Тигровые змеи (Notechis scutatus), живущие на западе Австралии, едят лягушек и мышей. Они имеют маленькие челюсти и небольшие головы.

Те же змеи на острове Карнак (Carnac Island) охотятся на птенцов чаек и имеют головы большего размера.

Учёные предположили, что это — ответ на размер добычи. Они попытались разобраться, в чём причина.

По первой версии, это могла быть мутация определённых генов, по второй — физическая адаптация к окружающей среде, известная как развивающаяся адаптивная пластичность.

Было проведено детальное изучение беременных змей из обоих поселений с последующим выращиванием их потомства в лабораторных условиях.

Головы змей с материка оставались маленькими независимо от размера их добычи. Но у змей с острова головы изначально были большими, демонстрируя потенциал стать ещё больше.

Причём, если островные змеи перейдут исключительно на мелкую пищу, их головы со временем уменьшатся. Но при встрече с большой добычей они, как говорит профессор Ричард Шайн (Richard Shine), «фактически изменят длину костей в голове».

Исследователи заключили, что причина — и в мутации, и в адаптации, всего понемногу. А обусловлено это естественным отбором.

Вымирание видов — масштабнее, чем считалось ранее