Обнаружены новые свидетельства жизни на Марсе

Концентрация водяного пара, наложенная на карту Марса (иллюстрация с сайта esa.int).

Свежие данные, полученные европейским аппаратом Mars Express, предоставляют новые, хотя по-прежнему — косвенные, доказательства существования микробной жизни на Красной планете.

Речь идёт об интересной корреляции распределения метана, найденного в атмосфере планеты, с распределением водяного пара и обнаруженными под поверхностью залежами водяного льда.

Биологическое (микробное) происхождение метана — одна из версий (наряду с естественными процессами в глубинах планеты), но — очень реальная.

Европейский спутник вычислил, что в 10-15 км над поверхностью Марса водяной пар хорошо перемешан и равномерно распределён по атмосфере.

Однако близко к поверхности он сконцентрирован в трёх широких экваториальных областях: Arabia Terra, Elysium Planum и  Arcadia Memnonia.

Здесь концентрация пара в три раза выше, чем в других областях. Эти области также соответствуют тем участкам, где американский корабль Mars Odyssey обнаружил слой льда, лежащий в нескольких десятках сантиметров ниже поверхности.

Метан в атмосфере Марса был обнаружен европейским зондом и земными телескопами ещё в марте этого года. Данные с Mars Express показывают, что самые высокие концентрации метана накладываются на области, где сконцентрированы водяной пар и подземный лёд.

Возможно, вода и метан имеют общий подземный источник.

Исследователи предполагают, что в жидкой воде, скрытой подо льдом и подогреваемой геотермальным теплом планеты, могут жить микробы, производящие метан.

Профессор Колин Пиллинджер (Colin Pillinger) из Открытого университета (Open University) сравнил ситуацию с той, что наблюдается на земных торфяных болотах, скрытых под коркой вечной мерзлоты.

Годовые колебания температуры и уровня грунтовых вод вызывают активизацию живущих там микроорганизмов и сезонные выбросы метана на поверхность.

Однако доказательства этой гипотезы, по-видимому, удастся собрать лишь непосредственно на месте.

NASA пересматривает концепцию возвращения марсианских камней на Землю