Астронавты NASA проверят робота-хирурга на дне океана

Робот-хирург «Зевс» (фото с сайта sti.nasa.gov).

Команда астронавтов NASA, работающая в рамках экспедиции NEEMO 7 на океанском дне близ берегов Флориды, готовится принять участие в необычном эксперименте — дистанционной хирургической операции.

Группа астронавтов живёт в подводном доме «Водолей» (Aquarius), своеобразном аналоге Международной Космической Станции (МКС). Как и в случае с космическими полётами, если серьёзно заболел член экипажа — его нельзя быстро доставить в госпиталь.

При полёте на станции требуется спуск с орбиты, а при работе в подводном доме — длительная декомпрессия.

Потому специалистов американского космического агентства интересует ответ на вопрос — нельзя ли организовать помощь человеку (в том числе — хирургическую операцию) дистанционно, с помощью телеуправляемого робота?

Операцию будет проводить хирург Мехран Анвари (Mehran Anvari), а его руками в подводном доме станет робот «Зевс» (Zeus).

Такие машины уже известны и были многократно опробованы, но ещё ни разу между пациентом и врачом не было такой зыбкой нити — 2 тысячи километров радиорелейной линии. Ранее использовались только кабельные линии связи. Но в космос-то кабель не проведёшь.

Специалисты говорят, что линия имеет огромную избыточность, позволяющую игнорировать помехи.

Если же связь между хирургом и роботом всё же будет потеряна (а такую ситуацию также смоделируют в этом эксперименте), управление машиной возьмут на себя астронавты, находящиеся рядом, которым будут давать подсказки врачи — по другим каналам связи.

В этот раз «пациентом» (ему удалят желчный пузырь) станет всего лишь хирургический манекен. Но успех опыта, говорят его организаторы, откроет дорогу новой технике уже на МКС.

Помимо опыта с роботом, члены экспедиции попробуют выполнить несколько экспериментов над собой. Например, по ультразвуковой диагностике и удалению почечного камня. Специалисты «с Земли» лишь будут давать советы обитателям «Водолея».

Об устройстве этой единственной в мире действующей подводной обитаемой лаборатории и подводных экспедициях NASA вы можете прочитать здесь.

Облегчение боли должно войти в список прав человека