Количество генов человека сократилось вдвое

Число «слов» в геноме — ещё не показатель «красоты» всего произведения (иллюстрация с сайта cnn.com).

Доктор Френсис Коллинз (Francis Collins), директор американского Национального исследовательского института человеческого генома (National Human Genome Research Institute), вместе с коллегами установил, что количество генов, достаточных, чтобы создать человека — вдвое меньше, чем считалось ранее.

Новая оценка — 20-25 тысяч генов, против 30-40 тысяч, которые считались «достаточными» ещё в 2001 году и 100 тысяч — самой первой оценки размера генома человека, звучавшей ещё ранее.

Нужно пояснить: биологи вовсе не обнаружили, что геном человека резко сжался. Просто теперь выяснилось, что значительная часть имеющегося кода — избыточна.

Огромное число нуклеотидных последовательностей, идентифицированных ранее в геноме человека, оказалось неработающим или — дублирующим «про запас» уже имеющиеся на других участках кода гены.

А вот абсолютно оригинальных и рабочих генов — именно 20 тысяч. Они и делают нас такими, какие мы есть.

Открытие несёт в себе гораздо больше глубокого смысла, чем кажется на первый взгляд.

Дело в том, что не меньшее число генов, а то и большее, имеют черви или простейшие водоросли. Почему же мы устроены многократно сложнее? В этом вся красота работы по расшифровке генома человека.

Оказывается, важно не только количество генов — но и их рациональное использование природой.

Выяснилось, что люди извлекают из своего генома намного больше выгоды, чем черви.

Как объясняют авторы исследования, многие наши гены, действуя в сочетании друг с другом, кодируя синтез дополняющих друг друга белков, производят намного больше «полезной работы» при развитии организма, чем гены простейших существ, геном которых, образно говоря, пусть такой же длинный, как и у человека, но куда более бестолковый.

Полужизнь: расшифрован геном самого загадочного биологического объекта