Новейшие системы освещения, геотермальная энергия, сверхпрочное стекло. Разве это не атрибуты «порядочного» здания XXI века? Но перед нами нечто совсем непонятное. Лестница, никуда не ведущая, но неизменно вызывающая интерес прохожих. А некоторые к ней ещё и в очередь встают. За шоу, за песнями и плясками. И в некотором смысле – за городской легендой.
Площадь Даффи (Duffy Square) в Нью-Йорке — одна из достопримечательностей и частый пункт в маршруте туристов. Ведь это северная часть знаменитой Таймс-Сквер (Times Square).
Любители истории, возможно, захотят тут посмотреть на памятник отцу Францису Даффи (Francis D. Duffy), герою Первой мировой войны, но завсегдатаи бродвейских театров давным-давно протоптали сюда дорожки из-за другого, тоже в своём роде памятника — билетной будки TKTS, находящейся в ведении Фонда развития театра (Theatre Development Fund).
С момента своего открытия в 1973 году TKTS стала культовым местом для любителей драм, пьес и мюзиклов, людей, обожающих ходить на концерты и различные танцевальные шоу. И неудивительно, ведь в TKTS можно купить билеты со скидкой в 25-50% от номинала.
Вообще-то в Нью-Йорке есть ещё пара касс TKTS, но в силу своего расположения и первенства именно будка на Таймс-Сквер стала знаменитой. Построила её местная архитектурная компания Mayers & Schiff Associates. Причём возвела, используя крайне ограниченный бюджет (город выделил на павильон всего $5 тысяч) и множество арендуемых частей для своей необычной конструкции.
В её основе лежало несколько старых строительных прицепов. На них авторы касс смонтировали трубчатые леса, на которых растянули полотнище с названием TKTS. Гигантские буквы служили элементом дизайна, а полотнище прикрывало покупателей от ветра и солнца. Поскольку сваи тут забивать было нельзя (метро проходит неглубоко), весь этот «воздушный змей» удерживался на месте тяжёлыми грузами.
И надо сказать, несмотря на такую «непостоянную» конструкцию, удерживался долго — вплоть до наших дней. TKTS понравилась не только прохожим — её оценили и специалисты: театральная будка на Таймс-Сквер завоевала несколько призов в области архитектуры и городского дизайна.
Новый поворот в истории знаменитых касс произошёл в конце прошлого века, когда было решено реконструировать площадь Даффи, в том числе — построить заново знаменитую будку TKTS.
В 2000 году Фонд развития театра провёл конкурс, который выиграли австралийские архитекторы Таи Ропиа (Tai Ropiha) и Джон Чой (John Choi). Именно они придумали покрыть кассы ниспадающей красной лестницей (возможно, как ассоциацией непременной красной дорожке на церемониях награждения различных кино-, театральных и музыкальных конкурсов).
По первоначальному замыслу, лестница эта должна была начинаться прямо от ног отца Даффи.
По разным причинам реализация проекта затянулась, а в 2006 году организации Times Square Alliance и Coalition for Father Duffy совместно с компанией William Fellows Architects представили уточнённый вариант проекта, включающий расширение площади Даффи за счёт аннексии по одному ряду движения от Бродвея и Седьмой авеню.
В конце концов архитектурная компания Perkins Eastman создала финальный вариант реинкарнации знаменитой будки, причём отталкиваясь от дизайна Ропиа и Чоя. Но придумала знаменательное усовершенствование — сооружение должно быть выполнено из стекла, причём лестница наверху — тоже.
Рубиново-красные ступени должны быть подсвечены светодиодами, решили архитекторы. И правда, одна из примечательных особенностей Таймс-Сквер — буйство ночных огней, выдающееся даже для Нью-Йорка. Зачем же нарушать традицию?
Длина этого сооружения (берущего своё начало почти от постамента Даффи) составила 20 метров, ширина нижней ступени — 13,7 метра, последней — несколько больше. Всего ступеней — 27.
Последняя возносит зрителей (а ведь сама Таймс-Сквер — уже достойное зрелище, не так ли?) на высоту 4,9 метра над уровнем тротуара 47-й стрит.
Одновременно на лестнице могут находиться сотни людей. Если стоять ровными рядами на каждой ступеньке, — все 1500.
А это очень полезное свойство нового сооружения — в момент празднования Нового года народу на Таймс-Сквер набивается видимо-невидимо. И все смотрят на южную часть площади, туда, где в последние мгновения года происходит падение знаменитого светящегося шара (Times Square Ball) и где на огромном экране идёт обратный отсчёт.
Но на самой лестнице из красного стекла новшества TKTS не заканчиваются. Как вам, к примеру, геотермальная антиобледенительная система для ступеней?
Под отражателями проходят ряды трубок, по которым циркулирует специальный раствор — теплоноситель. Эта жидкость проходит замкнутую систему, включающую трубы, которые уходят на 137 метров в грунт.
Там круглогодично царит температура 13 °С, что и позволяет системе охлаждать павильон летом и обогревать его, в том числе крышу-ступени, зимой.
16 октября 2008 года новая TKTS и обновлённая площадь Даффи были торжественно открыты мэром Блумбергом (Michael Bloomberg) в присутствии нескольких бродвейских артистов.
Окончательная цена нового сооружения (а она постоянно росла по мере строительства, шедшего более двух лет) составила $19 миллионов, из которых $11,5 миллиона были заплачены городом. В некотором смысле «временная» TKTS, просуществовавшая более трёх десятилетий, отомстила за «жадность» властей Нью-Йорка в начале 1970-х.
За всё это время, что любопытно, сменились шесть мэров, а через окошки TKTS на площади Даффи был реализован 51 миллион билетов.
Тим Томпкинс (Tim Tompkins), президент Times Square Alliance, назвал новую TKTS «ярким светом в тёмное экономическое время».
New York Times пишет, что когда на церемонии открытия будки-лестницы Майкл Блумберг говорил о важности инвестирования в культуру и искусство, облака над Таймс-Сквер разошлись и показалось Солнце. «Солнце считает, что я прав», — засмеялся мэр.