Лестница-будка связала прошлое и будущее театров Нью-Йорка

Эта светящаяся красная лестница никуда не ведёт, но ходить по ней и сидеть-отдыхать люди будут постоянно. Зачем? Просто с неё открывается великолепный вид на Таймс-Сквер. Знатоков, впрочем, гораздо больше заинтересует то, что скрыто под лестницей (фото Fred R. Conrad/The New York Times).

Новейшие системы освещения, геотермальная энергия, сверхпрочное стекло. Разве это не атрибуты «порядочного» здания XXI века? Но перед нами нечто совсем непонятное. Лестница, никуда не ведущая, но неизменно вызывающая интерес прохожих. А некоторые к ней ещё и в очередь встают. За шоу, за песнями и плясками. И в некотором смысле – за городской легендой.

Площадь Даффи (Duffy Square) в Нью-Йорке — одна из достопримечательностей и частый пункт в маршруте туристов. Ведь это северная часть знаменитой Таймс-Сквер (Times Square).

Любители истории, возможно, захотят тут посмотреть на памятник отцу Францису Даффи (Francis D. Duffy), герою Первой мировой войны, но завсегдатаи бродвейских театров давным-давно протоптали сюда дорожки из-за другого, тоже в своём роде памятника — билетной будки TKTS, находящейся в ведении Фонда развития театра (Theatre Development Fund).

Боковые стены, балки, ступеньки и колонны, составляющие эту чудо-лестницу, выполнены из высокопрочного стекла. Ступени – трёхслойные, а внешняя их поверхность покрыта рисками против скольжения (фото Fred R. Conrad, Richard Perry, Michael Evans/The New York Times, Associated Press, Times Square Alliance).

С момента своего открытия в 1973 году TKTS стала культовым местом для любителей драм, пьес и мюзиклов, людей, обожающих ходить на концерты и различные танцевальные шоу. И неудивительно, ведь в TKTS можно купить билеты со скидкой в 25-50% от номинала.

Вообще-то в Нью-Йорке есть ещё пара касс TKTS, но в силу своего расположения и первенства именно будка на Таймс-Сквер стала знаменитой. Построила её местная архитектурная компания Mayers & Schiff Associates. Причём возвела, используя крайне ограниченный бюджет (город выделил на павильон всего $5 тысяч) и множество арендуемых частей для своей необычной конструкции.

В её основе лежало несколько старых строительных прицепов. На них авторы касс смонтировали трубчатые леса, на которых растянули полотнище с названием TKTS. Гигантские буквы служили элементом дизайна, а полотнище прикрывало покупателей от ветра и солнца. Поскольку сваи тут забивать было нельзя (метро проходит неглубоко), весь этот «воздушный змей» удерживался на месте тяжёлыми грузами.

Старая будка TKTS, то ли из-за полотнищ, то ли из-за крупной красной графики, почему-то вызывает ассоциации с социалистическими агитплакатами. А ведь где-то здесь и было придумано: «А лампы как станут ночь копать, ну, я доложу вам – пламечко! Налево посмотришь – мамочка мать! Направо – мать моя мамочка!» Маяковский, правда, нанёс визит славному городу на Гудзоне задолго до рождения TKTS, но разве за десятки лет само настроение Манхэттена изменилось? (иллюстрация и фото Mayers & Schiff Architects; Nicole Bengiveno/The New York Times; Nicholas Leahy, Perkins Eastman, Theater Development Fund; Fred R. Conrad, Richard Perry, Michael Evans, Associated Press, Times Square Alliance).

И надо сказать, несмотря на такую «непостоянную» конструкцию, удерживался долго — вплоть до наших дней. TKTS понравилась не только прохожим — её оценили и специалисты: театральная будка на Таймс-Сквер завоевала несколько призов в области архитектуры и городского дизайна.

Новый поворот в истории знаменитых касс произошёл в конце прошлого века, когда было решено реконструировать площадь Даффи, в том числе — построить заново знаменитую будку TKTS.

В 2000 году Фонд развития театра провёл конкурс, который выиграли австралийские архитекторы Таи Ропиа (Tai Ropiha) и Джон Чой (John Choi). Именно они придумали покрыть кассы ниспадающей красной лестницей (возможно, как ассоциацией непременной красной дорожке на церемониях награждения различных кино-, театральных и музыкальных конкурсов).

По первоначальному замыслу, лестница эта должна была начинаться прямо от ног отца Даффи.

Первоначальный проект Таи и Джона (иллюстрация Van Alen Institute).

По разным причинам реализация проекта затянулась, а в 2006 году организации Times Square Alliance и Coalition for Father Duffy совместно с компанией William Fellows Architects представили уточнённый вариант проекта, включающий расширение площади Даффи за счёт аннексии по одному ряду движения от Бродвея и Седьмой авеню.

В конце концов архитектурная компания Perkins Eastman создала финальный вариант реинкарнации знаменитой будки, причём отталкиваясь от дизайна Ропиа и Чоя. Но придумала знаменательное усовершенствование — сооружение должно быть выполнено из стекла, причём лестница наверху — тоже.

Второй и третий (финальный) вариант реконструкции TKTS (иллюстрации William Fellows Architects и Perkins Eastman).

Рубиново-красные ступени должны быть подсвечены светодиодами, решили архитекторы. И правда, одна из примечательных особенностей Таймс-Сквер — буйство ночных огней, выдающееся даже для Нью-Йорка. Зачем же нарушать традицию?

Длина этого сооружения (берущего своё начало почти от постамента Даффи) составила 20 метров, ширина нижней ступени — 13,7 метра, последней — несколько больше. Всего ступеней — 27.

Последняя возносит зрителей (а ведь сама Таймс-Сквер — уже достойное зрелище, не так ли?) на высоту 4,9 метра над уровнем тротуара 47-й стрит.

Новая TKTS, вид с Седьмой авеню. Внизу: ряды светодиодов, скрытых под стеклом ступеней, проложены между «лучами» опорной решётки. Снизу лежат ряды алюминиевых пластин, которые служат и отражателями, и защищают помещения будки от воды (фото Fred R. Conrad/The New York Times, иллюстрация Nicholas Leahy, Perkins Eastman, Theater Development Fund).

Одновременно на лестнице могут находиться сотни людей. Если стоять ровными рядами на каждой ступеньке, — все 1500.

А это очень полезное свойство нового сооружения — в момент празднования Нового года народу на Таймс-Сквер набивается видимо-невидимо. И все смотрят на южную часть площади, туда, где в последние мгновения года происходит падение знаменитого светящегося шара (Times Square Ball) и где на огромном экране идёт обратный отсчёт.

Но на самой лестнице из красного стекла новшества TKTS не заканчиваются. Как вам, к примеру, геотермальная антиобледенительная система для ступеней?

Антиобледенительная система. На врезке показаны трубы теплоносителя, уходящие глубоко под землю (иллюстрации Nicholas Leahy, Perkins Eastman, Theater Development Fund).

Под отражателями проходят ряды трубок, по которым циркулирует специальный раствор — теплоноситель. Эта жидкость проходит замкнутую систему, включающую трубы, которые уходят на 137 метров в грунт.

Там круглогодично царит температура 13 °С, что и позволяет системе охлаждать павильон летом и обогревать его, в том числе крышу-ступени, зимой.

Собственно будка, скрытая под лестницей, выполнена в виде раковины из стеклопластика. Внутри – 65 квадратных метров офисных помещений, а в одной из стен – 12 окошек касс. Позади раковины скрыты технические помещения, где расположена установка для обогрева и охлаждения сооружения (иллюстрация Nicholas Leahy, Perkins Eastman, Theater Development Fund).

16 октября 2008 года новая TKTS и обновлённая площадь Даффи были торжественно открыты мэром Блумбергом (Michael Bloomberg) в присутствии нескольких бродвейских артистов.

Окончательная цена нового сооружения (а она постоянно росла по мере строительства, шедшего более двух лет) составила $19 миллионов, из которых $11,5 миллиона были заплачены городом. В некотором смысле «временная» TKTS, просуществовавшая более трёх десятилетий, отомстила за «жадность» властей Нью-Йорка в начале 1970-х.

За всё это время, что любопытно, сменились шесть мэров, а через окошки TKTS на площади Даффи был реализован 51 миллион билетов.

Насосы геотермальной системы, кассы, ступени... Мельчайшие узлы и детали говорят о том, что перед нами не только чисто дизайнерский, но и высокотехнологический проект (фото David W. Dunlap, Fred R. Conrad, Richard Perry, Michael Evans/The New York Times, Associated Press, Times Square Alliance).

Тим Томпкинс (Tim Tompkins), президент Times Square Alliance, назвал новую TKTS «ярким светом в тёмное экономическое время».

New York Times пишет, что когда на церемонии открытия будки-лестницы Майкл Блумберг говорил о важности инвестирования в культуру и искусство, облака над Таймс-Сквер разошлись и показалось Солнце. «Солнце считает, что я прав», — засмеялся мэр.

Через пару кварталов от TKTS, в пределах прямой видимости, расположен офис безвременно «скончавшегося» банка Lehman Brothers, словно напоминая, что деньги уходят и приходят, а искусство остаётся (фото David W. Dunlap, Fred R. Conrad, Richard Perry, Michael Evans/The New York Times, Associated Press, Times Square Alliance).



Датчане вывели на улицу ходячий дом

22 октября 2008

Мятая пятиэтажка воспитает творцов нулевых домов

14 октября 2008

В Дубае построят небоскрёб с фальшивым пропеллером

10 октября 2008

Семь башен имени Шумахера вырастут по всему миру

8 октября 2008

Арабы построят небоскрёб километровой высоты

6 октября 2008