Древнейшая марихуана употреблялась неизвестно как

11 граммов конопли прошли целую череду анализов: фотомикрография, фитохимия, анализ ДНК – вот далеко не полный перечень. Зато теперь учёные рассчитывают получить больше знаний как в узко ботаническом, так и в культурологическом плане (фото David Potter/Oxford University Press).

Древние люди выращивали коноплю не только для того, чтобы вить верёвочки. Они делали из неё марихуану и кайфовали. К такому выводу склоняется международная группа учёных, которая изучила содержимое могилы, выкопанной 2700 лет назад. В ней среди прочего добра было найдено 789 граммов травки, которую запасливый шаман любил настолько, что прихватил с собой на тот свет. Причём эта старейшая на планете марихуана мало чем отличается от сегодняшней.

Немного предыстории. Огромное древнее кладбище площадью 54 тысячи «квадратов» обнаружили в пустыне Гоби местные фермеры. Было это примерно 20 лет назад. Могилы нашлись в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, близ города Турфан.

Археологи начали раскопки, которые были в основном завершены в 2003 году. На кладбище Яньхай (Yanghai Tombs) оказалось 2500 могил, возникших здесь от 3200 до 2000 лет назад.

Учёным крупно повезло, ведь захоронения находились на глубине 2 метра и более, климат в этих местах засушливый, а почвы щелочные – человеческие останки хорошо сохранились, а некоторые и мумифицировались.

Учёные говорят о возможности присутствия человека в этом районе в течение примерно 10-40 тысяч лет (фото EBR).

Кроме того, в замечательном состоянии были найдены многочисленные артефакты: снаряжение, инструменты, посуда, украшения и так далее.

Одной из самых богатых исследователи посчитали могилу M90 размером 220 х 170 см – на глубине 210 см тут похоронили 45-летнего белокожего голубоглазого господина. Предметы вроде уздечки, лука для стрельбы, музыкального инструмента, посуды и другие вещи указывали на высокий социальный статус погребённого. Учёные записали его в шаманы.

У головы покойного стояла кожаная корзина, а у ног – деревянная чаша. В обоих «контейнерах» оказалось слегка толчёное вещество растительного происхождения.

Возраст захоронения исследователи оценили, проведя анализ деревянных предметов. Стрелками указаны «хранилища» конопли (фото EBR).

Поначалу его посчитали кориандром (Coriandrum sativum), но потом пригляделись – ба, да это же Cannabis sativa!

За исследование взялась большая группа учёных из США, Великобритании, Китая, Италии и Австрии – 17 специалистов (ботаников, биологов, палеонтологов) во главе с профессором Итаном Руссо (Ethan B. Russo), которые провели фитохимический и генетический анализы, а по результатам опубликовали статью в Journal of Experimental Botany.

А вот и сами «контейнеры» (фото Journal of Experimental Botany/Oxford University Press).

На то, что травка шамана – не дикорастущая пустышка, указывали и размер семян, смешанных с листьями, и их цвет, и другие характеристики. Было ясно – это культивируемая в соответствии с принципами академика Вавилова марихуана, причём отборная: все части мужских растений (наименее психоактивные) были аккуратно удалены.

В общем, содержание 9-тетрагидроканнабинола было на весьма приличном уровне. Разве что у древнего образца отсутствовал типичный запах конопли.

Рассмотрев листья конопли под микроскопом и увидев зелёный цвет, учёные посчитали, что древняя марихуана «эффективна» и сегодня. В настоящее время конопля из могилы шамана передана на хранение в музей Турфана, а группа Руссо намеревается продолжить раскопки на кладбище, где её ждут ещё около 2000 могил. Не исключено, что в них кроется ответ на вопрос о способе употребления/применения культивированной марихуаны (фото David Potter/Oxford University Press).

Правда, никаких приспособлений для курения или вдыхания марихуаны ни в могиле шамана, ни на всём участке раскопок – так и не нашлось. Поэтому способ употребления остался нерешённым вопросом.

Исследователи, говоря о культивировании каннабиса в фармацевтических, психотропных, психоактивных или неких мистических целях, лишь выдвигают предположения о «приёме через рот», возможно, вместе с  такими пряностями, как каперсы колючие (Capparis spinosa), которые тоже были в могиле. Есть версия и о просеивании через ткань с дальнейшим распылением.

Как бы там ни было, марихуана вошла в число предметов первой необходимости для загробной жизни. Впрочем, учёные считают, что если бы конопля была выращена в «более духовных или медицинских целях», очевидно, шаман захватил бы с собой травы побольше.

Венеры каменного века найдены под Зарайском