Морские ежи выдали свою колючую тайну

Если учёные смогут скопировать процесс формирования иголок морских ежей, человечество получит новые зубные протезы и не только (фото с сайта cse.ucsc.edu).

Учёные уже давно завидуют морским ежам, которые выращивают свои длинные иголки из кристаллов. Теперь они узнали тайну колючих существ и сделали открытие, которое будет способствовать развитию новых зубных и костных трансплантатов.

Каждая иголка морского ежа сделана из единственного кристалла кальцита — минерала, главным образом состоящего из карбоната кальция.

При этом у ежей иголки-кристаллы могут достигать длины в несколько сантиметров, а кристаллы кальцита, выращенные в лаборатории, приобретают ромбовидную форму с шестью плоскостями.

Чтобы узнать, как морские существа «ваяют» свои экзотические кристаллы, израильские исследователи из научного института Вайзманна (Weizmann Institute of Science) изучили, как ежи восстанавливают сломанные колючки.

Выяснилось, что иглы формируются в ходе двухэтапного процесса, в котором имеется непостоянное промежуточное звено, названное аморфным карбонатом кальция.

Ежи «упаковывают» этот состав в «сумке» из живых клеток прежде, чем он кристаллизуется. В этом «конверте» аморфный карбонат кальция, который на самом деле может принять любую форму, выстраивается в правильную колючку — устойчивый кристалл.

Впрочем, исследователи всё ещё точно не знают, как эта реакция происходит.

Теперь они попробуют в лабораторных условиях воссоздать аморфную стадию.

Читайте также о бессмертных ежах, найденных в Красном море.

Генетики создали горячую мышь, которая много ест и худеет