Биотехнологии должны спасти от жуков статую XVIII века

Статуя девственницы проходит сканирование (фото с

Генетики из Института перспективных исследований Венесуэлы (IDEA) вместе с экспертами из университета ООН (United Nations University) используют биотехнологии для защиты произведения искусства XVIII века от разрушительного воздействия тропического климата, грибков и, главное — насекомых-паразитов.

В настоящее время учёные спасают деревянную статую креольской девственницы («Immaculate Creole Virgin»), которую они планируют «привить» спорами бактериального токсина, который смертелен для насекомых, но безопасен для людей и, как надеются генетики, для самого произведения искусства.

Жуки пожирают статую изнутри, угрожая окончательно превратить её в труху, причём традиционные средства для борьбы с насекомыми не подходят. К примеру, жидкие или газовые химические пестициды могут повредить тонкие слои пигментов или расколоть древесину.

Поэтому статуя была сначала доставлена в местную клинику, где подверглась томографии, а компьютерная техника объединила несколько изображений в единую модель.

Это сканирование показало, что статуя создана из трёх различных видов тропической древесины, включая красное дерево. Кроме того, был идентифицирован преступник — крошечный жучок (Calymmaderus punctulatus), который обычно атакует мебель.

Затем учёные, используя методы, применяемые судмедэкспертами для идентификации убийц или насильников, пропустили образцы через генетический анализатор, чтобы найти «молекулярные отпечатки пальцев» ДНК насекомого.

Это позволило им выбрать наиболее эффективное биологическое «противоядие» в виде бактериального токсина, известного как Bacillus thuringiensis или Bt.

Новая кристаллическая формула токсина будет чуть ли не хирургическим путём внедрена внутрь статуи и, как ожидается, надёжно её защитит.

В случае успеха учёные возьмут на вооружение биотехнологии, чтобы восстановить другие произведения искусства, созданные в Венесуэлы во времена испанского колониального периода.

Акулы болеют раком, а люди — псевдонаукой