Орбитальные телескопы раскрывают связь пылевых дисков и планет

Пылевой диск вокруг звезды, имеющей планеты, в представлении художника (иллюстрация с сайта jpl.nasa.gov).

Космические телескопы Spitzer и Hubble предоставили учёным новые данные о пылевых дисках вокруг далёких звёзд, раскрывающие тайны прошлого нашей собственной системы.

Соединяя наблюдения двух телескопов, астрономы получили картину развития планетарной системы. В частности, Hubble открыл диск из пыли и камней вокруг звезды HD 107146, расположенной в 88 световых годах от Солнца. Возраст звезды — 50-250 миллионов лет.

Также найден пылевой диск вокруг красного карлика AU Microscopii (расстояние 32 световых года, возраст 12 миллионов лет).

При этом телескоп обнаружил в дисках словно «выметенные» кольцевые дорожки, «пробитые» молодыми планетами.

Ещё интереснее наблюдения, проведённые при помощи Spitzer. Изучив 26 звёзд такого же возраста, как Солнце, про которые ранее уже было известно, что у них есть планеты, астрономы в шести случаях нашли диски «развалин», аналогичные Поясу Койпера в нашей системе.

Новые снимки впервые в истории таких наблюдений увязывают между собой пылевые диски, планеты и диски, оставшиеся после строительства планетарных систем, как вокруг совсем молодых, так и вокруг более старых звёзд.

Планета Кваоар когда-то расплавляла свои внутренности