Сенсационное открытие: живые клетки пользуются азбукой Морзе

Расшифровав код из точек и пауз, можно будет управлять синтезом белков в клетках человеческого тела (фото с сайта primidi.com).

Биологи из университетов Ливерпуля (University of Liverpool) и Манчестера (University of Manchester), ливерпульского детского госпиталя (Royal Liverpool Children’s Hospital), фармацевтических компаний AstraZeneca и Pfizer провели совместное исследование, показавшее, что клетки пользуются подобием азбуки Морзе для управления генами.

Работу клетки, её размножение и смерть сопровождает периодическое включение и выключение разных генов.

И, как выяснилось, для управления этим процессом клетка использует сигнализацию, напоминающую азбуку Морзе. Сами сигналы — это появление определённых «сигнальных» молекул в ядре клетки или её цитоплазме.

Эксперименты показали, что здесь ключевую роль играет не сила сигнала (концентрация молекул), а динамический образец изменения этой силы — своеобразные точки и тире, растянутые во времени.

Различная частота появления и исчезновения одних и тех же сигнальных молекул может кодировать разные сообщения — утверждают исследователи.

Это означает, что расшифровка кода поможет создать более эффективные лекарства, которые смогут «говорить» с клетками на одном языке, вмешиваясь в их работу.

Ряд последовательных изображений одной и той же клетки (вверху) показывает, как флуоресцентный белок несколько раз перемещается из ядра клетки наружу и обратно.

Высота расположения снимков клетки соответствует концентрации белка в ядре и наглядно показывает всплески «азбуки Морзе».

Биологи расшифровали геном самого заразного микроба