ДНК помогает биологам создавать новые нанолекарства

Учёные научились использовать молекулы ДНК для самосборки терапевтических наночастиц (фото с сайта sciam.com).

Юнсэон Чой (Youngseon Choi) и его коллеги из университета Мичигана (University of Michigan) сумели использовать молекулы ДНК для построения наночастиц с заданными свойствами.

Исследователи работали с так называемыми дендримерами — крошечными разветвлёнными полимерами, концы которых могут содержать различные молекулы.

Такие специально «спроектированные» полимеры могут использоваться для обнаружения больных тканей, точной доставки лекарств к нужным клеткам и в других подобных целях. Только вот синтез нужных цепочек занимает в иных случаях по нескольку месяцев.

Чой сначала синтезировал несколько отдельных звеньев дендримеров, каждое из которых снабдил «целевой» молекулой (которая служила лекарством), а также маленьким фрагментом «половинки» ДНК.

При смешивании всех этих ингредиентов ДНК соединялись в соответствии с дополнительными парами оснований и автоматически сшивали короткие звенья полимера в длинные комплексы.

Такие терапевтические дендримеры могли бы избирательно поставлять пять отдельных лекарств пяти видам клеток. При этом синтез такой супермолекулы по методике Чоя занимает 10 шагов, вместо 25 при использовании прежних технологий.

Моллюск нейтрализует дозу яда, способную убить 100 тысяч человек