Цветные птицы подтвердили животный страх перед красным

Морфа, по словарю, – это фенотипический и/или генотипический вариант в пределах полиморфной популяции. В случае с этими птичками морфа – цвет головы. Он может быть чёрным, красным или (редко) жёлтым и оранжевым. Последний вариант в исследовании не рассматривался (фото Sarah Pryke).

Эти птички живут в Австралии и, увы, находятся под угрозой исчезновения. Самки данного вида могут «выбирать» пол своего потомства. Черноголовая птичка, спариваясь с таким же черноголовым самцом, производит на свет почти равное число «мальчиков» и «девочек». Если же выбора нет и голова партнёра красная, число особей мужского пола в выводке достигает 72%. Чтобы выяснить это, учёному пришлось взять чёрный маркер и перекрасить несколько птичьих голов. Но речь немного не об этом.

Животные могут выбирать пол своего потомства – это не новость. Просто задокументированных свидетельств мало, да и процент случайности высок. А тот факт, что самки экзотических птиц вида амадина гульда (Erythrura gouldiae) могут влиять на половую принадлежность своих «детишек», выявила Сара Прайк (Sarah Pryke) из университета Маккуори в Сиднее.

По её мнению, всё происходит так. В дикой природе черноголовые самки спариваются с партнёрами не своего цвета примерно в 30% случаев, и риск смерти потомства в результате такого союза довольно высок, особенно для «девочек». Поэтому самка, находясь под воздействием стресса от этой «мысли», делает выбор в пользу «мальчиков», чьи шансы выжить выше. Об этом Прайк рассказала в журнале Science в марте нынешнего года.

Другое название этих красавиц Chloebia gouldiae. Любители птиц держат их стайками и отдельными парами в клетках и вольерах. У австралийских телевизионщиков есть любопытное слайд-шоу о Erythrura gouldiae и работе Прайк (фото Sarah Pryke).

Новое же исследование, о котором мы и хотим вам поведать, тоже касается Erythrura gouldiae и опять-таки связано с цветом голов птичек. Только теперь на красно- и черноголовых Сара предлагает взглянуть в другом ключе и поговорить о красном цвете как устрашающем, запугивающем и подавляющем сигнале для очень многих живых существ, включая людей.

Известно, что красный цвет даёт человеку преимущество в спортивном состязании. У рыб, пресмыкающихся и птиц красный ассоциируется с агрессией и доминированием. Однако врождённый ли это страх перед определённым цветом или приобретённый – учёные пока сказать затрудняются. Австралийская исследовательница думает, что нашла ответ.

Цвет голов амадин гульда после рождения и до достижения совершеннолетия одинаково серый. Но с возрастом он меняется, так как генетически предопределён: амадинам суждено быть черно-, жёлто-, красно- или оранжевоголовыми. В связи с этим птенцы даже выбирают приёмных родителей своей «цветовой группы».

Вверху: самка смотрит на самцов и наверняка отдаёт предпочтение «своему» – черноголовому. Внизу: оранжевоголовые, как и жёлтоголовые, амадины – самые редкие, а черноголовые – самые многочисленные в природе. Красные где-то посередине (фото Sarah Pryke).

Птицы с красными головками известны как агрессивные, доминирующие и избегающие других. Но когда они ещё «бесцветные», у них нет с будущими черноголовыми никаких разногласий. Всё меняется с появлением красного: птички с головой данного цвета выигрывают почти все состязания за еду. Прайк заподозрила, что птахи инстинктивно сторонятся красных конкурентов, а не учатся бояться этого цвета в процессе воспитания.

Чтобы проверить свою гипотезу, Сара изолировала «бесцветных» птенцов вместе со взрослыми «красными» и «чёрными» амадинами, наблюдая их сражения за пропитание. А потом Прайк случайным образом отобрала несколько птиц и маркером окрасила их головы. Так появились псевдокрасные, псевдочёрные и даже (не существующие в природе) Erythrura gouldiae с синими головами. Пташки, само собой, стали конфликтовать из-за еды. А Прайк в конце эксперимента определила степень стресса у отдельных птиц путём измерения уровня гормона кортикостерона (corticosterone) в крови.

Заметим, что Прайк – не единственный исследователь, кто вручную раскрашивает птиц. Коллеги Сары из Колорадо разрисовывают фломастерами ласточек (фото Mark Hortsman).

Оказалось, что птицы с головами красного окраса (независимо от истинного их цвета) выиграли поединки в 81,5% случаев. Кроме того, у птенцов при виде окрашенных красным оппонентов уровень кортикостерона был на 57,6% выше, чем у птиц, которые сталкивались с сине- или черноголовыми противниками.

«Красные птицы выигрывали соревнования довольно интересным способом: их соперники просто выходили из игры. И дело было не в том, что птицы с окрашенными красным головами стали вдруг вести себя более агрессивно», — рассказывает Сара, чья статья о данной работе опубликована в журнале Study of Animal Behaviour.

Между тем ранее другие исследователи сообщали, что красный цвет мешает человеку думать и повышает привлекательность женщин (фото Sarah Pryke).

По словам Прайк, птицы избегают красного не потому, что они извлекли уроки из опыта бояться его. При таком воспитании и при его отсутствии никаких различий в ответе на агрессию или уровнях стресса замечено не было. «Это свидетельствует о том, птенцы „знают“, что птиц с красным цветом следует избегать», – уверена Сара.

Её коллеги указывают, что в литературе есть немало примеров связанных с красным «врождённых сигналов агрессии», но Прайк удалось первой ясно и экспериментально показать, что это действительно так. Сама исследовательница констатирует: свидетельств того, что красная окраска может быть одним, общим для всего живого сигналом устрашения, становится всё больше.

Биологов заинтриговали пожиратели перьев