Генетически модифицированные растения очищают почву от ядов

Индийская горчица после вмешательства генных инженеров стала отличным очистителем почвы (фото с сайта nbbd.com).

Профессор биологии Норман Терри (Norman Terry) из университета калифорнии в Беркли (University of California, Berkeley) с помощью генной инженерии более чем в пять раз увеличил способность растения поглощать из почвы селен.

Загрязнение почв селеном — ядовитым металлом — одна из проблем американского фермерского сектора. Сейчас для очистки почв применяют химические средства дезактивации или срезают верхний слой, проводя захоронение его в специальных местах.

И то, и другое — весьма дорого. Терри полагает, что генетически модифицированные растения решат эту проблему намного дешевле всех прежних способов.

В качестве основы для своего исследования он взял индийскую горчицу, обладающую естественной способностью поглощать селен из почвы. Биолог модифицировал растение так, что оно смогло «откачивать» в 5,3 раза больше яда, не будучи самим убитым. Растение преобразовывало селен в нетоксичное соединение.

Терри высадил свою горчицу в дренажном канале, по которому отводили стоки с ферм. Там накопилось столько тяжёлых металлов, что ни одно растение не могло расти рядом. Кроме горчицы Терри.

В планах учёного — дальнейшая работа над горчицой. Он хочет увеличить её поглощающую способность в сто раз.

Терри полагает, что сможет заставить растение преобразовывать селен в безопасное летучее соединение и выпускать его через листья в воздух.

Одновременно компания «Прикладная фитогенетика» (Applied PhytoGenetics) работает над схожим проектом — созданием растений, поглощающих из почвы ртуть.

Правда, прежде, чем внедрять эти способы очистки, нужно выяснить — что будет, если насекомое съест такое растение, а само насекомое — съест птица и так далее. В общем, безопасность нового метода рекультивации почвы остаётся под вопросом.

Россия запускает в космос улиток, тритонов, червей и раков