Видоизменённый вирус СПИДа может бороться с раком

Учёные отслеживали работу вируса с помощью флуоресцентного белка и специальной камеры (фото с сайта wired.com).

Ирвинг Чен (Irving Chen) и его коллеги из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (University of California, Los Angeles) сумели генетически изменить вирус иммунодефицита человека и «научили» его уничтожать раковые клетки.

Учёные проводили опыты на мышах, заражённых раком лёгких.

Исследователи генетически изменили ВИЧ и поместили его в «конверт», созданный из другого вируса, называемого sindbis. Такая комбинация оказалась способной выслеживать раковые клетки в лёгких мышей.

Исследователи запрограммировали изменённый вирусный пакет так, чтобы он «нападал» на определённый белок на поверхности раковой клетки (на p-гликопротеин), который мешает обычным лекарствам, используемым в противораковой терапии, взаимодействовать с клеткой.

Другими словами, p-гликопротеин вызывает сопротивление лечению. Учёные могли настроить свою систему так, чтобы она нацеливалась на любой заданный белок, расположенный на поверхности клетки. Чен и его коллеги продемонстрировали успешную «наводку» приблизительно на дюжину различных молекул.

«Люди могли бы спросить, не страшно ли использовать ВИЧ как терапию, — рассказывает мистер Чен. — Но в действительности мы полностью удалили 80% вируса. Так что теперь он — только курьер».

Учёные также вставили флуоресцентный белок от светлячка в свой сконструированный вирус, чтобы отследить его продвижение и убедиться, что он взаимодействует именно с раковыми клетками.

Чен намерен провести ещё много проверок нового метода генотерапии, прежде чем перейти к испытаниям на людях.

Генетически модифицированные растения очищают почву от ядов