На Марсе найдено экваториальное ледяное море

Новое открытие Mars Express, если подтвердится, станет одним из самых важных во всей истории изучения Марса (фото с сайта congrex.nl).

Космический аппарат Mars Express передал стереоснимки, которые учёные интерпретировали как настоящий паковый лёд в экваториальной области планеты.

Аппарат Европейского космического агентства (European Space Agency) провёл новую съёмку области Elysium, расположенной не столь уж далеко от экватора. Здесь ранее уже находили детали рельефа, свидетельствовавшие о древней речной деятельности, но ни разу ещё не видели ничего похожего на море.

Однако новые стереоснимки камеры высокого разрешения показали огромный участок (размером 800 х 600 километров), который по внешнему виду легко принять за близнеца Арктики с большими плоскими льдинами, нагромождёнными обломками льда, торосами.

Учёные давно считали, что обнаружение подповерхностных запасов водяного льда, в том числе и в экваториальных областях планеты — весьма вероятно, но чтобы он был найден фактически на самой поверхности…

Почему же лёд не испарился от Солнца и в условиях очень низкого давления атмосферы? Специалисты полагают, что наблюдаемый лёд закрыт коркой пыли и грязи толщиной в несколько сантиметров.

Когда-то давно, рассуждают учёные, этот участок был заполнен жидкой водой, потом он замёрз и постепенно покрылся пылью, благодаря чему сохранился до наших дней.

Вода, которая сформировала когда-то это море, как кажется, поступала из-под поверхности Марса, от ряда разломов, известных как Cerberus Fossae.

Интересно, что вскоре европейский спутник должен развернуть прибор Marsis, ввод в действие которого неоднократно откладывался.

Это специальная антенна, способная находить воду на многокилометровых глубинах. Ирония в том, что тонкий (сравнительно) слой льда прямо на поверхности Марса, прибор, скорее всего, не почувствует.

Потому открытие «по фотографиям» подтвердится с помощью Marsis только в том случае, если найденное море (лёд) имеет большую глубину (а пока предполагают, что она равна, в среднем, 45 метрам). В общем, суперприбор, может быть, тут и не справится.

Так или иначе, но этот участок планеты – один из самых привлекательных кандидатов для будущих посадок зондов на поверхность Марса и, конечно, для создания обитаемой базы.

На Марсе найдены гигантские отложения гипса