Изобретён новый вид микроскопии живых объектов

Нейрон мыши на кадре DHM. Цвета обозначают различное смещение фазы отражённой волны (фото с сайта optics.org).

Группа учёных из университета Лозанны (University of Lausanne) изобрела новый тип прибора под названием «Цифровой голографический микроскоп» (Digital Holographic Microscope — DHM), позволяющий видеть живые клетки с неуловимыми прежде деталями.

Исследователи запатентовали технологию цифровой голографической микроскопии и основали собственную компанию — Lyncée Tec для производства и продвижения на рынок этой техники.

Большинство деталей в живой клетке являются почти прозрачными и обеспечивают слабый контраст, если говорить об обычном свете и спектре отражённого излучения.

К счастью для учёных, биологические образцы обладают способностью изменять фазу падающей на них световой волны, и именно это свойство «эксплуатируется» в DHM.

Прибор освещает образец монохроматическим (длина волны 633 нанометра) гелий-неоновым лазером и измеряет отражение с помощью специального интерферометра.

При этом, в отличие от других методов микроскопии и голографии, прибор может просматривать различные по глубине плоскости объекта без какого-либо оптического регулирования и движения частей.

Здесь ключом к получению картинки стала новая методика компьютерной обработки полученных данных. Процессор с тактовой частотой 3 гигагерца в реальном времени обрабатывает сигнал с интерферометра, выстраивая трёхмерное изображение объекта с частотой 7 кадров в секунду.

Главная проблема, с которой столкнулись авторы проекта — минимизация и устранение влияния шума в источнике когерентного света.

Решив их, исследователи продемонстрировали возможности своего прибора, сфотографировав живой мышиный нейрон и его детали с высоким разрешением.

Новый вид волшебных креветок — это родственник морской обезьяны