Астрономы разгадали тайну мощных полярных сияний Юпитера

Рентгеновское изображение полярных сияний Юпитера (иллюстрация с сайта sciencedaily.com).

Рон Элзнер (Ron Elsner) и его коллеги из космического центра Маршалла (Marshall Space Flight Center) опубликовали результаты исследования, проливающего свет на природу мощнейших полярных сияний Юпитера.

Исследование базировалось на данных совместных наблюдений двух орбитальных телескопов — Chandra (в рентгеновском диапазоне) и Hubble (в ультрафиолете), выполненных ещё в 2003 году.

Полярные сияния на Юпитере в тысячу раз мощнее земных. И основной их источник отличается от источника полярных сияний на Земле и даже — на Сатурне.

В последних случаях сияния производят высокоэнергетические частицы солнечного ветра — ионы, врывающиеся в атмосферу планет, прорывая их «магнитную защиту», в моменты солнечных бурь.

А на Юпитере, как оказалось, солнечный ветер не играет большой роли в создании сияний (это показало их очень слабое ультрафиолетовое излучение), хотя частично тоже ответственен за них.

Там, главным образом, действует другой механизм. Сияния производят атомы кислорода (и ряда других элементов), лишённые большей части своей электронной оболочки, пойманные в магнитную ловушку высоко над атмосферой Юпитера, разогнанные до огромных скоростей и «обрушенные» в атмосферу у полюсов.

Причины возникновения этих ионов — сильное магнитное поле планеты, её быстрое вращение и главное — наличие поставщика разнообразных частиц — вулканически активной луны Ио.

Именно поэтому полярные сияния на Юпитере действуют почти всегда и не зависят от активности Солнца. По этим же причинам в околополярных областях Юпитера учёные фиксируют электрические потоки в сотни раз мощнее земных молний.

Эти потоки производят мощное рентгеновское излучение, которое и позволило проанализировать полярные сияния Юпитера.

Спутник из стекла разбивает шаблоны проектирования