Терпеливая змея уплетала маленьких дино на завтрак

Столкновение этих древних существ, как остроумно подметили в заголовке пресс-релиза исследователи, для современного зрителя напоминало бы фильм-ремейк «Анаконда против Парка юрского периода» (фото Ximena Erickson/Bonnie Miljour).

Вымерших ящеров благодаря кино и живописи мы сегодня чаще всего представляем как кровожадных созданий, наводивших страх на всю фауну древней Земли. Однако открытия последнего времени демонстрируют – и динозавры, бывало, страдали от зловещих врагов, иногда не уступавших им в габаритах.

Дожить до зрелого или хотя бы молодого возраста динозаврам было порой нелегко – полакомиться как их яйцами, так и молодняком любили и древние млекопитающие, и отдельные "крылатые предатели" из числа «своих». Но сейчас речь о монстре совсем другого рода — гигантской доисторической змее, получившей название Sanajeh indicus. С санскрита это переводится примерно как «древнее существо, распахнувшее пасть».

История её открытия началась ещё в 1981 году, когда Дананджай Мохаби (Dhananjay Mohabey), сотрудник Геологической службы Индии (GSI) и один из ведущих авторов нынешнего исследования, наткнулся на окаменелые останки яиц и костей между ними. Идентифицировав яйца как принадлежавшие динозавру-зауроподу, учёный вполне логично заключил, что кости, напоминавшие фрагменты шеи, принадлежали молодым динозаврикам.

Возраст змеи, останки которой нашли в куске породы около деревни в штате Гуджарат на западе Индии, – 67 миллионов лет, а наиболее близкие её родственники – змеи Австралии, что косвенно подтверждает наличие сухопутного соединения между двумя континентами в этот геологический период. На фото – останки жертвы змеи. Масштабные линейки 2 см и 500 нм (иллюстрация Wilson et al./PLoS Biology).

Как сообщается в пресс-релизе, когда два десятилетия спустя Мохаби продемонстрировал свою находку гостившему у него палеонтологу Джеффу Уилсону (Jeff Wilson) из Мичиганского университета, у последнего практически отвисла челюсть. Не каждый день увидишь фрагменты костей змеи, обвившейся вокруг окаменелостей яичной скорлупы и конечностей молодого динозавра.

Когда восторг поутих, последовало несколько лет бюрократических поединков с индийскими чиновниками, которые в итоге неохотно дали разрешение на более тщательный анализ останков и проведение дополнительных исследований. Кропотливо восстановив облик как змеи, так и её жертвы, а также места действия, где были обнаружены останки, палеонтологи воссоздали картину разыгравшейся драмы – по-видимому, типичной для той эпохи.

У Sanajeh indicus не было раздвижной челюсти, которой обладают современные змеи-охотники на крупную добычу. Одолевать и пожирать новорождённых динозавриков древней рептилии позволяли не столько её длина (умеренные 3,5 метра), сколько солидная толщина и здоровенная пасть – как у яйцееда (фото Ximena Erickson/Bonnie Miljour).

Уходившие на промысел родители-динозавры оставляли множество яиц близ ручья практически без присмотра, лишь немного присыпав породой. Змеи же, несмотря на свою толщину и голод, всё же не обладали навыками раскалывать яйца, а потому терпеливо ждали момента, пока их деликатес — детёныши ящеров – не начинал появляться на свет.

Вероятно, их первому и последнему впечатлению об этом свете никто бы не позавидовал. Посмотреть на выполненную учёными реконструкцию описанных событий, кстати, можно в красочном видеоролике с комментариями.

Дополнительными впечатлениями могут обогатить второй пресс-релиз и захватывающее слайд-шоу, фиксирующее почти каждый момент открытия.

Схема показывает положение тел змеи и детёныша зауропода в момент смерти (иллюстрация Wilson et al./ PLoS Biology).

Что касается вида динозавров, к которому относится обнаруженный детёныш, – то это оказался так называемый титанозавр (Titanosaurs). Хотя он и был одним из самых крупных доисторических ящеров (примерно 18 метров в длину во взрослом возрасте), начинал свою жизнь титанозавр менее чем полуметровым.

Авторы статьи, опубликованной в открытом доступе журналом PloS Biology, полагают, что главной биологической задачей только что вылупившегося динозаврика было как можно быстрее набирать вес и прибавлять в размерах, чтобы достичь габаритов, при которых он мог бы противостоять коварной Sanajeh indicus.

Один из участников экспедиции держит два только что извлечённых из-под земли яйца динозавра. Новые исследования выявляют на территории Индии колоссальные залежи останков, особенно яиц древних ящеров, известных, как минимум с XIX века местным жителям как «каменные ядра» (фото Monica Wilson).

Этот вывод опровергает широко распространённые ранее представления, что самые крупные динозавры росли медленно и достигали своих размеров только в зрелом возрасте. Новая гипотеза, подтверждением которой служат найденные окаменелости, утверждает, что начинали быстро расти ящеры уже с первых дней жизни, продолжительность которой, к слову, составляла не 70-80, а всего 30-40 лет.

Три фрагмента яичной скорлупы динозавра рядом с индийской монетой для сравнения размеров (фото Monica Wilson).

В свою очередь, змеи старались не отставать."Sanajeh indicus указывает на интересную эволюционную стратегию примитивных змей, которые вынуждены были достигать больших размеров, чтобы охотиться на крупную добычу", — комментирует один из соавторов статьи, специалист по змеям Джейсон Хэд (Jason Head).

В результате такой занятной эволюционной гонки мы и удивляемся теперь, раскапывая останки огромных змей и ещё более громадных ящеров, которых довело до таких габаритов простое желание жить.

Готовившийся вылупиться динозаврик подозревал, какие невзгоды его ожидают, и старался как можно скорее расти большим (иллюстрация India Talkies).

Найден способ наблюдения динамики белков в реальном времени