Великую Китайскую стену используют для квантовой телепортации

В давние времена свет на Великой стене сигнализировал о набегах врагов, теперь — о приходе квантовой механики в жизнь (фото с сайта zhaoni.cn).

Цзянь Вэй Пань (Jian-Wei Pan) и его коллеги из Китайского университета науки и технологий (University of Science and Technology of China) провели рекордную квантовую телепортацию, передав информацию о частице по открытому воздуху. Луч пробежал 7 километров через турбулентную атмосферу Земли.

Осенью в Китае намерены поставить новый опыт, разместив аппаратуру уже на Великой Китайской стене. Причём на этот раз приёмник и передатчик излучения установят на расстоянии в 20 километров друг от друга.

Напомним, эффект запутанности частиц и основанная на нём телепортация квантовых состояний используется в квантовой криптографии для передачи невскрываемых ключей к шифрам по открытым каналам.

Данные рекорды важны не сами по себе — они доказывают принципиальную возможность задействовать квантовую криптографию при передаче информации через низкоорбитальные спутники.

Ведь по количеству воздуха (с учётом его переменной плотности), находящегося между наземной станцией и таким спутником, подобная передача идентична опыту по квантовой телепортации, проведённой на расстояние в 5-10 километров, но по горизонтали, вблизи поверхности планеты.

Если в прежних экспериментах по квантовой телепортации на открытом воздухе применялись лазерные лучи диаметром в миллиметр и небольшие оптические приёмники, то теперь китайцы впервые задействовали лучи толщиной в 12 сантиметров, а для их приёма — взяли телескопы.

В одном из опытов лазерный луч прошёл даже через загрязнённый воздух центра города Хэфей, и фотоны не потеряли нужных свойств.

Читайте также о том, как китайцы разглядели свою стену из космоса.

Физики хотят заманить атомы в упаковку для яиц