Теория глобального затемнения торпедирована

Загрязнённость городов сильно влияет на глобальный климат (фото с сайта news.bbc.co.uk).

Сразу две независимые группы учёных, одна под руководством Мартина Вайлда (Martin Wild) из швейцарского федерального технологического института (Swiss Federal Institute of Technology), а вторая — под руководством Рэйчел Пинкер (Rachel Pinker) из отделения метеорологии университета Мэриленда (Department of Meteorology, University of Maryland) опровергают распространённое представление о глобальном затемнении.

Ещё недавно друг за другом проследовал ряд сообщений о глобальном затемнении (так называют уменьшение освещённости поверхности Земли из-за роста смога техногенного происхождения) и о его сильном влиянии на климат планеты.

О двух таких исследованиях вы можете прочитать здесь и здесь.

Однако более точные и обширные замеры и расчёты, сделанные двумя новыми командами, свидетельствуют об обратном — глобальное затемнение ушло в прошлое, и уже как минимум десять лет происходит очистка атмосферы.

С 1990 года было построено много новых систем измерения, которые показывают увеличение солнечной радиации, достигающей земли.

Ключ к причине «просветления» учёные нашли в географии явления. То есть, в Индии и, к примеру, в Китае авторы исследования не обнаружили роста освещённости поверхности, а вот в Европе — такой рост очень заметен.

Из этого последовал вывод: причина очистки именно в человеческой деятельности — сокращении выбросов аэрозольных частиц и сажи новым автотранспортом, удовлетворяющим всё более и более жёстким нормам по выхлопу, а также... распад СССР, повлёкший остановку или сокращение работы многих предприятий, загрязняющих атмосферу.

Однако в том, что означает эта очистка атмосферы для климата — учёные пока не сходятся. Многое зависит от типа частиц, число которых сократилось за десять лет — отражали ли они солнечный свет в космос или поглощали, преобразовывая его в тепло.

Также свою, до конца пока не просчитанную роль играют колебания в нормах испарения воды и плотности облачного покрова.

WEEE Man: великан из хлама против электрических отбросов общества