Амальтея бомбардирует теорию формирования лун

Galileo рядом с Амальтеей, в представлении художника (иллюстрация с сайта jpl.nasa.gov).

Анализ данных, собранных американским аппаратом Galileo в системе Юпитера, заставил усомниться в правильности текущих представлений о принципах формирования лун.

Новое исследование говорит о том, что спутник Амальтея — это куча ледяного щебня с плотностью меньшей, чем вода, и с очень большим количеством пор.

Вкраце мы уже об этом упоминали, когда рассказывали об экспедиции зонда.

Открытие ставит под вопрос состоятельность существующих теорий формирования системы этой планеты-гиганта и даже всей Солнечной системы.

Дело в том, что по своему расположению (всего в 181 тысяче километров от Юпитера, что значительно ближе, чем Луна от Земли) Амальтея «обязана» быть каменным телом. Ну, в крайнем случае — плотной «кучей», но всё же камней, как говорили учёные ранее. Размер этой луны, кстати, составляет примерно 269 х 134 километра.

По существующим теориям, луны, находящиеся вблизи планеты, должны быть сформированы из более плотного материала, чем луны дальние. Ранний Юпитер, как более слабая версия Солнца, испускал достаточно высокое тепловое излучение, чтобы препятствовать изменчивому, имеющему малую плотность материалу уплотняться и собираться в близкие небесные тела.

Четыре наибольших спутника Юпитера соответствуют этой модели, с самыми внутренними из них, Ио, также самым плотным, сделанным, главным образом, из камня и железа.

Однако анализ плотности, объёма, формы и внутренних гравитационных сил, вместе с компьютерными моделями формирования системы лун заставил астрономов предположить, что Амальтея — высокопористая куча щебня, состоящая, в основном, из льда.

Заметим, близкий пролёт Амальтеи зондом Galileo состоялся ещё в 2002 году (а вся его миссия завершилась в 2003-м), но только теперь астроном Джон Андерсон (John Anderson) и его коллеги из лаборатории реактивного движения (JPL) опубликовали результат полного анализа собранных данных.

По словам исследователей, Амальтея, вероятнее всего, сформировалась в более холодной окружающей среде, чем спутники-соседи.

Один сценарий состоит в том, что луна сформировалось намного позже, чем главные спутники. Другой — что эта луна собралась существенно дальше от Юпитера, даже вне орбиты Европы, или даже вообще — в самой солнечной туманности вдали от гиганта. Позже Амальтея была захвачена Юпитером и (или) перемещена в её текущую орбиту вблизи планеты.

Любое из этих объяснений бросает вызов моделям формирования лун вокруг гигантских планет.

Галактика Андромеды внезапно выросла втрое