Сенсация: дикие дельфины обучают детей применению орудий труда

По данным ряда исследований у дельфинов есть не только орудия труда (на снимке), но и произведения искусства — сложные композиции из больших пузырей воздуха, стабилизируемых быстрым вращением воды на время в несколько минут (фото с сайта edition.cnn.com).

Биолог Майкл Крутзен (Michael Kruetzen) из университа Цюриха (University of Zurich) совместно с коллегами из университета Нового Южного Уэльса (University of New South Wales) открыл, что большая группа дельфинов, живущих недалеко от берега Австралии, учит своё потомство защищать их мордочки губками, в то время как дельфины добывают пищу на морском дне.

Исследователи говорят, что это есть «культурное поведение», передаваемое, главным образом, от матерей к дочерям. Открытие сделано в заливе Shark Bay, в западной Австралии.

Дельфины отрывают губки от дна и надевают их на кончик носа перед тем, как рыть ил в поисках пищи. Таким образом, они защищают себя от ранений, но главное — от ожогов ядовитой рыбы-камня или других опасных животных, хорошо маскирующихся на дне.

Так садовник надевает перчатки перед работой, говорят авторы исследования.

В основном губками пользовались самки. Только один самец в этой группе применял тот же инструмент. Биологи считают, что у самцов дельфинов слишком отличный от самок образ жизни, и значительную часть времени они заняты иными делами.

Обучение детей родителями применению орудий труда нам известно, главным образом, по высшим приматам (включая, собственно, людей), но в последние годы такие примеры стали находить и у животных, эволюционно весьма далёких от нас.

Обновление от 21.07.2011: Учёные объяснили, зачем дельфинам «перчатки» из губок. Биологи долгое время не понимали, зачем дельфинам охотится близ дна, если они в состоянии ловить рыбу в открытых водах.

Оказалось, что придонная рыба более питательна, к тому же в ходе эксперимента выяснилось, что такая техника позволяет находить добычу в среднем каждые 9 минут. Исследователи также установили, что способам использования губки самки обучают дочерей и некоторых сыновей. Зафиксирован случай передачи традиции через три поколения животных.

Умные обезьяны поселились в доме за $10 миллионов