Виртуальный геолог будет водить астронавтов по Марсу

Для будущих астронавтов интересные фрагменты пейзажа будут выделяться прямо в поле зрения (иллюстрация с сайта news.bbc.co.uk).

Патрик Макгуайр (Patrick McGuire) и Дженс Ормё (Jens Ormö) из мадридского центра астробиологии (Centro de Astrobiologia) и Энрике Диаз-Мартинес (Enrique Diaz-Martinez) из Испанского института геологии и минералов (Instituto geológico y Minero de España) провели полевые испытания виртуального биолога и геолога — носимого компьютера, способного существенно упростить задачу астронавтов, высадившихся на Марсе.

Испытания прибора прошли в пустынной местности Riba de Santiuste. По ряду параметров она очень напоминает марсианские пески.

Киборг-астробиолог состоит из носимого компьютера с процессором 667 мегагерц, карманного сенсорного экрана с пером, цветной видеокамерой, треногой и может быть дополнен прозрачным экраном перед глазом, для создания режима «расширенной реальности».

Идея состоит в том, чтобы машина сама определяла интересные и перспективные для обследования участки, особенно — гипотетически связанные с проявлениями жизни, и подсвечивала их для астронавтов, облегчая выбор стратегии обследования местности.

Компьютер выделяет в изображении интересные детали, оперируя цветовыми оттенками, насыщенностью и яркостью точек. В программу заложили типичные элементы минералов и руд, которые могут представлять особенный интерес для исследователей.

В опыте те же участки обследовал живой геолог и выводил собственные суждения (ничего не зная о выводах машины). Потом записи сравнивали.

В 68% случаев человек и компьютер приходили к единому мнению. В 32% машина говорила «интересно», а человек «нет», и в 32% — наоборот — геолог обращал внимание на участок, а машина пропускала его.

Это можно считать вполне приличным результатом для искусственной экспертной системы.

Сестра Земли расположена недалеко от нас