Солнечный парусник потерялся в космосе

Многострадальный «Космос-1», по видимому, всё же попал в космос (Фото ИТАР-ТАСС).

Космический аппарат «Космос-1», оснащённый солнечным парусом, всё же вышел на орбиту. Хотя чуть ранее прошло сообщение о том, что уникальный аппарат погиб из-за преждевременного отключения двигателя первой ступени ракеты-носителя «Волна».

«Космос-1» часто именуют первым космическим аппаратом с солнечным парусом, но это не верно, если вспомнить успешный запуск японского аппарата прошлым летом.

И всё же проект «Космос-1» очень важен. По плану аппарат должен был выйти на высокую (800 километров) околоземную орбиту и через некоторое время развернуть круглый 8-лепестковый солнечный парус, диаметром 30 метров, из пластика и алюминия.

Далее 100-килограммовая машина должна была ещё больше повысить свою орбиту именно за счёт действия солнечного паруса и проработать в космосе, по крайней мере, несколько недель.

Это намного более сложная программа по сравнению с первым японским пуском, отработавшим только развёртывание паруса в космосе.

«Космос-1» — российско-американский эксперимент. Формально он является проектом частной американской организации «Планетарное общество» (Planetary Society), которая и выложила на его реализацию $4 миллиона.

Но сам аппарат создан в России, в НПО имени Лавочкина, а выводила его в космос конверсионная ракета-носитель «Волна» (оснащённая, в отличие от исходной межконтинентальной баллистической ракеты, дополнительной разгонной ступенью), которая стартовала с борта атомной подводной лодки «Борисоглебск», плавающей в Баренцевом море.

Нештатный режим работы носителя и несколько часов радио-тишины заставили устроителей эксперимента сделать вывод о гибели аппарата.

Но потом наземные станции зафиксировали сигнал с солнечного парусника. Его принимали несколько станций слежения в России, Европе и США. Очевидно, парусник всё же попал на орбиту, хотя не на расчётную, а на более низкую.

Брюс Мюррей (Bruce Murray), один из основателей Planetary Society, сказал так: «Хорошие новости — мы, кажется, имеем живой космический корабль. Он на орбите. Плохие новости — мы не знаем — где он».

Напомним, первый раз точно такой же «Космос-1» пытались запустить в июле 2001 года, но аппарат упал из-за того, что не отделился от последней ступени носителя.

Межпланетные сети напоят космический зонд антивеществом