Учёные построили первый транзистор для химического процессора

Едва видимые «нити», идущие крест на крест, — это микроканалы для ионов (фото с сайта sciencedaily.com).

Исследователи из университета Калифорнии в Беркли (University of California, Berkeley) создали первый в мире наножидкостный транзистор.

Термин наножидкостный (nanofluidic) означает, что устройство контролирует перемещение определённых ионов через каналы субмикронного диаметра, заполненные водой.

Авторы новинки — химики и инженеры — предсказывают, что, подобно тому, как электронные полупроводниковые транзисторы послужили кирпичиками для микросхем, наножидкостный транзистор послужит основой для миниатюрных химических заводов «на чипе», работающих без единой подвижной детали.

«Транзистор походит на клапан, вы используете электричество, чтобы открыть или закрыть его, — объяснил Арун Маджумдар (Arun Majumdar), один из авторов поректа. — Здесь же, мы используем напряжение, чтобы открыть или закрыть ионный канал. Теперь, когда мы построили этот стандартный блок, мы можем приспособить его к электронному чипу, чтобы управлять химрастворами».

Устройства, на основе нового транзистора, могут диагностировать заболевания, в частности, рак, на ранней стадии.

В перспективе группа наножидкостных транзисторов может образовывать целые вычислительные устройства, сходные с нынешними кремниевыми процессорами, что в сочетании с лёгким управлением ионами (а это могут быть, скажем, белки или фрагменты ДНК), сулит новые возможности для биологических исследований и медицины.

Читайте также о том, как инженеры хотят лишить мир транзисторов и как физики построили транзистор из единственной молекулы.

Полезные химикалии нашлись в картошке