Умирающие от стресса червяки рассказали о долголетии

Такое не часто увидишь — червяк борется со стрессом (фото с сайта u-tokyo.ac.jp).

От способностей вашего организма справиться со стрессом зависит, как долго вы будете жить. По крайней мере, если вы — червяк, сообщают американские учёные из университета Колорадо (University of Colorado at Boulder).

Шейн Ри (Shane Rea) вместе с коллегами провёл опыты со 100 тысячами нематод (Caenorhabditis elegans), крошечными прозрачными червяками, которых исследователи ценят за то, что с ними легко работать. К тому же, несмотря ни на что, этот червь сложно генетически устроен и имеет много общего с «более высокими» животными, в том числе — с людьми.

Для начала учёные занялись генетическими модификациями: взяли ген медузы, названный зелёным флуоресцентным белком, и «приладили» его к «гену стресса» hsp-16.2, белку, присутствующему у большинства организмов и связанному со здоровьем клеток.

В результате получилось, что чем активнее был hsp-16.2, тем ярче светились зелёным червяки и, по-видимому, лучше справлялись со стрессом.

В ходе эксперимента выяснилось, что при идентичных условиях черви, светящиеся ярче других, прожили около 16 суток. Существа с тусклым сиянием протянули всего три дня.

«Мы показали, что можно предсказать продолжительность жизни организма в первый день взрослой жизни, основываясь на том, как он отвечает на стресс», — рассказал участник исследования, профессор Томас Джонсон (Thomas Johnson).

Он добавил, что «ген стресса», вероятно, не решает, как долго кто-либо проживёт, вместо этого он отражает «некоторые пока ещё неизвестные особенности».

«Наша работа — первое обращение к вопросу о том, почему генетически идентичные организмы в одинаковых окружающих средах стареют с различной скоростью», — сообщил Ри.

Читайте также о том, как стресс ускоряет старение женщин, и почему мускулатура помогает справиться с напряжением.

Радиоактивные больные могут вызывать тревогу в аэропортах