Старейший эмбрион динозавра даёт уроки анатомии

Чтобы освободить эмбрион из каменного плена, очистить его от скорлупы и исследовать, учёным потребовалось больше 25 лет (фото Robert Reisz/University of Toronto at Mississauga).

Канадские учёные из университета Торонто (University of Toronto at Mississauga) опубликовали результаты исследования самых древних из известных эмбрионов динозавра, обнаруженных в Южной Африке ещё в 1978 году — только теперь удалось привести окаменелости «в порядок» и должным образом их изучить.

Речь идёт об эмбрионах травоядного Massospondylus возрастом 190 миллионов лет. Хорошо сохранившиеся скелеты исследователи нашли свёрнутыми в яйцах.

«Работа с этими эмбрионами, их идентификация и сам факт, что мы можем увидеть детальную анатомию самого раннего из известных эмбрионов динозавра, являются чрезвычайно захватывающими», — признался один из канадских учёных Роберт Райз (Robert Reisz).

По его словам, впервые удалось рассмотреть, как эти животные вырастали с крошечных 15 сантиметров (в длину) до 5-метрового гигантов.

Едва вылупившийся птенец был четвероногим, с коротким хвостом и огромной головой. С возрастом шея удлинялась, по скорости роста опережая другие части тела. Итогом взросления было двуногое животное, мало чем похожее на «птенца».

«Эти эмбрионы были очень неуклюжими и не имели никаких способностей прокормить себя, из чего следует, что они требовали родительской заботы, — объясняет Райз. — Если эта интерпретация верна, то мы имеем самый старый признак такой заботы».

Читайте также о том, как древний хищник эволюционировал в травоядное животное, и что рассказали палеонтологам мягкие ткани динозавра.

Открытие биологов: все кошки не ощущают сладкого