Российский космонавт установил новый мировой рекорд

Крикалёв у пульта управления рукой-манипулятором в лаборатории Destiny Международной космической станции (фото NASA).

Командир экипажа Международной Космической Станции Сергей Крикалёв установил сегодня мировой рекорд по суммарной продолжительности пребывания на орбите. Утром 16 августа он миновал «планку», установленную несколькими годами ранее Сергеем Авдеевым — 747 дней, 14 часов, 14 минут и 11 секунд в космосе.

Крикалёв впервые побывал в космосе в 1988 году, когда стал членом экипажа станции «Мир». В 1991-1992 годах он работал на «Мире» во второй раз.

Так как улетал космонавт в эту экспедицию из Советского Союза, а приземлялся уже в независимой России — Сергей заработал неофициальное прозвище «последний гражданин СССР».

Крикалёв дважды летал в составе экипажа американского шаттла (в 1994 и 1998 годах), в 2000-2001 годах он входил в состав первого постоянного экипажа МКС. А в апреле этого года он вновь поднялся на орбиту и на этот раз возглавил экипаж Международной Космической Станции.

Напомним, Крикалёв сейчас работает на МКС вместе с американским астронавтом Джоном Филлипсом (John Phillips) в составе 11-й экспедиции. Командировка Крикалёва закончится только через два месяца (7 октября), так что новый рекорд будет заметно больше прежнего.

Добавим, что МКС уже никогда не будет достроена в том полном виде, какой планировали её разработчики много лет назад. Но в любом случае станция — важный форпост цивилизации на пути освоения космоса.

Кстати, Россия намерена использовать МКС как перевалочную базу в туристических рейсах к Луне.

NASA на Сатурне. Часть седьмая: ледяной мир греет тайная батарея