Сверхскоростной пульсар намерен покинуть Галактику навсегда

Эта нейтронная звезда очень быстро путешествует через Галактику (иллюстрация Bill Saxton/NRAO/AUI/NSF).

Шами Чаттерджи (Shami Chatterjee) и Вальтер Брискен (Walter Brisken) из американской национальной радиообсерватории (National Radio Astronomy) измерили перемещение по небу самой быстрой звезды.

Открытия в астрономии, только за последние несколько недель — одно удивительнее другого. Судите сами. Найдены: планета трёх солнц, взорванная галактика, гигантский звёздный бар в центре нашей Галактики и, наконец, 15-я планета в Солнечной системе, превосходящая по размерам Плутон.

Но новое открытие им не уступает. Представьте, что одна звезда набрала «третью галактическую» скорость, позволяющую ей навсегда покинуть наш звёздный остров.

Нейтронная звезда B1508+55 расположена на расстоянии 7 тысяч 700 световых лет от Земли.

Учёные измерили и положение, и скорость этого пульсара, анализируя его радиозлучение. Они вычислили траекторию объекта попёрек неба (как показано на рисунке) и определили, что эта нейтронная звезда родилась при взрыве сверхновой в созвездии Лебедя приблизительно два с половиной миллиона лет назад.

«Мы знаем, что взрывы сверхновых способны „дать пинок“ получающейся в результате нейтронной звезде, но огромная скорость этого объекта выходит за пределы нашего понимания», — прокомментировал открытие Чаттерджи.

Перемещаясь со скоростью более чем 1 тысяча километров в секунду, этот пульсар должен со временем покинуть нашу Галактику.

«Большинство ранних оценок скоростей нейтронных звёзд сильно зависело от предположений о расстоянии до них, — добавляет Брискин. — Теперь мы получили точное, прямое измерение расстояния и, таким образом, точное измерение скорости».

Теперь астрономы попробуют понять, какие процессы при взрыве сверхновой могут обеспечить звезде такой толчок.

Тигриные полосы Энцелада раскрылись всего 10 лет назад