Триллионы наномашин дружно подтолкнули каплю воды

Капля передвигается под лучом. Масштабная линейка — 1 миллиметр (фото с сайта news.bbc.co.uk).

Профессор Дэвид Ли (David Leigh) и его коллеги из университета Эдинбурга (University of Edinburgh) покрыли мириадами молекулярных машин плоскую поверхность, которая теперь способна двигать капли воды под действием луча света.

Каждая машина имеет поперечник один нанометр и представляет собой некое сочетание прутка и кольца. Эти кольца хаотически колеблются из-за теплового движения молекул, составляющих машину.

При облучении ультрафиолетовым светом в машинах происходит химическая реакция, и все кольца синхронно смещаются к одному концу стержней.

Это меняет свойства поверхности и, через силы поверхностного натяжения, приводит в движение каплю воды, лежащую на этих наномашинах сверху.

При этом каждая машина способна подтолкнуть каплю на один нанометр, но вместе они сдвигают её на целый миллиметр. Этот опыт — один из немногих примеров успешного сочетания действия молекулярных машин с макроскопическим движением объекта.

Авторы работы полагают, что такие «умные поверхности» пригодятся при создании химических и биологических чипов, перемещающих растворы с анализируемыми образцами.

Читайте также о самом маленьком в мире двигателе и нановесах, способных взвесить вирус.

Взрывающиеся спагетти помогают инженерам и физикам