Новая планета нашей системы расплющена вращением

Одно из немногих изображений 2003 EL61 — что он расплющен, тут разглядеть, увы, нельзя (иллюстрация с сайта iaa.es).

Объект 2003 EL61 (очень большой астероид или небольшая планета — астрономы вырабатывают новые критерии для официального разграничения этих двух типов тел), живущий на внешних границах Солнечной системы, является рекордсменом по скорости вращения вокруг своей оси — заявил астроном Давид Рабинович (David Rabinowitz) из Йеля (Yale University).

Подробно об открытии этой планеты и вообще — об истории «десятых» планет, мы рассказывали здесь. Кроме того, вы можете прочитать наш рассказ о 15-й планете, которая, по всей видимости, превосходит в диаметре Плутон.

Недавние массовые пополнения в списках объектов Солнечной системы заставили Международный астрономический союз (IAU) задуматься о новой их классификации, так как некоторые из новых тел – не намного меньше Плутона, а иные – даже крупнее.

Пока же 2003 EL61 планетой официально не назвали, чаще всего звучит универсальное определение «объект», или точнее – «объект пояса Койпера».

Итак, 2003 EL61 оказался рекордсменом по вращению среди крупных тел. Мелкие астероиды не в счёт — их гравитация слишком мала. Но вот диаметр 2003 EL61 оценивается в 1,5 тысячи километров (а состоит он из льда и скал). И вокруг своей оси он оборачивается всего-то за 3 часа 54 минуты. Очень быстро для планетки такого размера и массы.

В результате это тело выглядит вовсе не как правильная сфера, а как шар, сильно сплюснутый. Также этот объект сравнивают с раздавленым мячом для регби.

И, что удивительно, 2003 EL61 этот находится не так уж далеко от предела, при котором он не выдержал бы внутренних напряжений и разорвался. Для этого достаточно было бы поднять его скорость вращения вдвое. Учёные не видели ещё ничего подобного в нашей системе.

Из новых данных также нужно отметить новую оценку средней плотности 2003 EL61 — вдвое выше плотности льда, и оценку его отражающей способности — примерно как у чистого снега.

Древний Марс был опоясан ледяным кольцом на экваторе