Мозг человека продолжает эволюционировать

Есть надежда, что человечество умнеет. Правда, медленно (иллюстрация с сайта sciam.com).

Брюс Лан (Bruce T. Lahn) и его коллеги из университета Чикаго (University of Chicago) нашли свидетельство продолжающегося эволюционного развития мозга человека.

Об эволюции, мутациях и отборе мы все читаем ещё в школе, разглядывая картинки с предками людей и обезьян, с питекантропами, австралопитеками и так далее. Но мало кто задумывается, что этот же процесс нашей эволюции может спокойно идти и сейчас.

Авторы новой работы сосредоточили своё внимание на двух генах — microcephalin и ASPM, от которых, среди прочего, зависит развитие головного мозга, его структура и размер.

Предыдущие исследования показали, что эти гены подверглись ускоренному развитию с момента, как эволюционные линии шимпанзе и людей разделились, предполагая тем самым, что эти гены сыграли большую роль в появлении нашего внушительного мозга.

Теперь команда Лана проанализировала эти два гена в этнически разнообразной группе — у 90 людей со всего света. И обнаружила, что у каждого из этих генов — один вариант встречается необычайно часто. Намного чаще, чем «положено» по случайности. А этого говорит о том, что естественный отбор тут продолжает работать.

Лан говорит, что «частый» вариант гена microcephalin возник приблизительно 37 тысяч лет назад; а распространённый вариант гена ASPM — только 5,8 тысяч лет назад. По меркам эволюции — вчера.

Где впервые эти изменения возникли, и как они распространяются через население планеты — пока неясно. Но это — доказательство того, что наш мозг по-прежнему эволюционирует. «Если люди всё ещё будут существовать через миллион лет, — предсказывает Лан,- их мозг, вероятно, будет существенно отличаться от современного».

Исследователи предостерегают, что данные от двух генов — ещё не вся картина. Много других генов, которые пока не идентифицированы, могут влиять на размер и развитие мозга. Лан и его коллеги продолжат своё исследование.

Читайте также о расшифровке генома шимпанзе и его связи с нашим собственным кодом.

Как слышите — приём: психологам нужны мысли о музыке