Пыль вокруг трупа звезды показала будущее Солнца

Так может выглядеть система GD 362. Гипотетический газовый гигант, нарисованный вверху слева, «пасёт» пылевой диск и способствует новым столкновениям (иллюстрация Gemini Observatory/Jon Lomberg).

Эрик Беклин (Eric Becklin) и его коллеги из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA), проводившие наблюдения в гавайской обсерватории Gemini в инфракрасном диапазоне нашли на небе наглядный пример того, что случится с Солнечной системой через несколько миллиардов лет.

Они нашли мощный диск из пыли и мелких обломков вокруг белого карлика GD 362 — очень старой, фактически давно уже мёртвой звезды, из окрестностей которой гравитация и радиация давно должны были «вымести» любую пыль.

По оценке астрономов, прошло пять миллиардов лет с тех пор, как началась агония этой звезды. По всем представлениям, пыли там не должно быть.

«Это не легко объяснить. — признался Беклин, — наше лучшее предположение: нечто вроде астероида или, возможно, даже целой планеты у этой звезды сейчас размалывается, распыляется и „кормит“ всю эту систему пылью. Параллель к возможному упадку нашей собственной Солнечной системы — ужасает».

Возможно, некая планета подошла близко к мёртвой звезде и была разорвана приливными силами.

Ранее только у одного белого карлика из всех известных астрономы находили пылевой диск, да и тот был в 100 раз менее плотным.

Ещё одна причина, по которой данная система интересна: GD 362 имеет в своей атмосфере намного больше тяжёлых металлов (кальция, магния и железа ), чем любой известный белый карлик. Их так же много, как в нашем Солнце — и это неожиданно.

Звезда GD 362 давно исчерпала своё ядерное горючее, реакции в ней потухли, и сейчас это просто горячий «уголёк», медленно остывающий. Это типичный «труп», который остаётся после смерти звёзд с массой примерно как у Солнца.

Читайте также о пылевых дисках у молодых и «зрелых» звёзд, а также — о настоящей загадке асимметричного и необычайно ветвистого диска, открытого недавно у Фомальгаута.

Астрономы картографировали Плутон