Новые роботы копируют работу ДНК

Робот-ДНК и компьютерное представление возникновения «порядка из хаоса» в живой системе (иллюстрации с сайтов livescience.com и jkweb.berkeley.edu).

Джозеф Джекобсон (Joseph Jacobson) и его коллеги из Массачусетского технологического института (MIT) создали робототехническую систему, которая собирает себя в единое целое из беспорядочно разбросанных элементов, аналогично тому, как происходит синтез ДНК.

Собственно, красотой процесса копирования генетического кода и вдохновлялись авторы машины, когда задумывали проект.

Внутренность ядра клетки заполнена жидкостью — нуклеоплазмой. Стандартные блоки ДНК — нуклеотиды — плавают в ней как компоненты молекулярного «супа». Там же имеются белки-полимеразы, которые выбирают из «супа» необходимые ингредиенты, собирая цепочку ДНК.

Красота этого подхода к синтезу состоит в том, что «детали» конечного механизма (ДНК) не должны быть представлены в строгом порядке, словно их подвозят на автомобильный конвейер. В клетке должна быть лишь обеспечена непрерывная поставка нуклеотидов «навалом», чтобы пошёл синтез.

Учёные из MIT создали небольших роботов двух цветов — жёлтого (Y) и зелёного (G). Эти роботы плавают на воздушной подушке, как шайбы на «воздушном» хоккейном столе.

Каждый робот стремится соединиться с коллегой типа Y с одной своей стороны и коллегой типа G — c другой. Так формируются цепочки с 5 роботами: YGGYY или GYYGG. Роботы также имеют встроенный механизм, помогающий им исправлять любые ошибки, которые они могут сделать. Каждый робот в состоянии проверить цвет соседнего блока и не закроет соединение, если последовательность цветов неправильная.

Таким образом, деятельность этой горстки роботов на столе очень похожа на самосборку ДНК с режимом проверки ошибок.

Читайте также о роботе, который способен строить свои копии и о глине из роботов.

Роботы-сувениры неподвижно дерутся с опухолями в груди