Полёт туриста поднял вопрос о будущем американцев на МКС

Слева направо: Грегори Олсен, Сергей Крикалёв, Валерий Токарев, Джон Филлипс и Вильям Макартур (кадр NASA TV).

Третий космический турист Грегори Олсен (Gregory Olsen) и члены 12-й основной экспедиции — американский астронавт Вильям Макартур (William McArthur, командир экспедиции) и российский космонавт Валерий Токарев — успешно достигли Международной Космической Станции.

60-летний американский миллионер, совладелец крупной компании по производству инфракрасных камер, проведёт на станции неделю и вернётся на Землю 11 октября, на том же корабле, но уже вместе с членами 11-й экспедиции МКС — Сергеем Крикалёвым и Джоном Филлипсом (John Phillips), прожившими на орбитальной станции полгода.

Такое же время на МКС должны теперь проработать Макартур и Токарев.

Олсен заплатил за полёт $20 миллионов, как и его предшественники — Дэннис Тито (Dennis Tito) и Марк Шаттлуорт (Mark Shuttleworth), летавшие в 2001 и 2002 годах. Поскольку миллионер планирует провести на орбите ряд самостоятельных научных экспериментов, он настаивает, чтобы его именовали «участником полёта», а не «туристом».

Очередной рейс на МКС вновь поднял вопрос о взаимодействии США и России в космонавтике. Россия намекает на проблемы с возвращением Макартура на борту «Союза», если его рейс по завершении 12-й экспедиции не будет оплачен. Точнее — если США не будут участвовать в финансировании полётов «Союзов» — встанет вопрос о местах для американцев на борту кораблей.

Едва ли, разумеется, Макартура «бросят» на орбите через полгода, даже если денег от США не поступит. Во всяком случае, американцы рассчитывают, что он «так или иначе», но вернётся домой, и именно на «Союзе».

На днях сенат США проголосовал за отмену законодательного ограничения на закупку ракетной техники у России (введённого в 2000 году в связи со строительством российскими специалистами в Иране атомной электростанции). Теперь — решение за Белым Домом.

Глава NASA Майкл Гриффин (Michael Griffin) сказал, что если агентство не получит льгот для работы с Россией, возможно, уже в апреле, при следующем рейсе «Союза», на его борту не будет американских астронавтов, а значит — их не будет и на МКС.

Между тем, точная дата следующего полёта в космос какого-либо шаттла остаётся весьма туманной. Ранее осторожно назывался март 2006-го.

Детали ландшафта астероида получили земные названия