Еврокомиссия обсуждает вопрос клонирования

Сенатор Том Харкин (Фото AP)

Сегодня в Брюсселе проходит заседание Европейской комиссии, на котором обсуждается проблема использования в терапевтических целях стволовых клеток. В заседании принимают участие учёные, политики, промышленники, работающие в области медицины, и юристы.

Целью заседания является не принятие какого-то определенного решения по этой проблеме и даже не выработка единого «общеевропейского» мнения по проблеме клонирования. Задача — прояснить позиции участников и выслушать точки зрения противников и сторонников «медицины будущего».

Отношение европейских стран к клонированию, в целом, напоминает отношение к евро. Аналогия заключается в том, что страны, отказавшиеся от евро, выбирают собственный путь и в вопросе клонирования, демонстрируя независимость от конвенциальных соглашений.

Так, Швеция полностью одобряет продолжение экспериментов с человеческими эмбрионами в терапевтических целях, гарантируя полную защиту учёным со стороны государства. В том случае, если противники метода будут препятствовать экспериментам, государство готово обеспечить учёным соответствующую защиту.

Франция — одна из стран, диктующая «правила игры» в Евросоюзе — заявляет о том, что специалисты компании GenOway, занимающиеся биотехнологическими исследованиями, успешно клонировали крысу. Это первое в мире клонирование крысы, а предыдущие неудачи происходили от неполного соответствия биологических характеристик донорского ядра и принимающей яйцеклетки. Таким образом, Франция отстраняется от дебатов об этической стороне дела, демонстрируя «политкорректность» и лояльность по отношению к Европейской конвенции по правам человека, афишируя лишь эксперименты с клетками животных.

Пока европейцы «утрясают» этическую сторону дела и пытаются снять общественное напряжение, США несколько изменили систему контроля над учреждениями, занимающимися клонированием. Теперь исключительное право на продолжение исследований предоставляется лабораториям, в которых клеточный материал уже создан.

Между тем, наиболее прогрессивную позицию в вопросе по-прежнему занимают Япония и Китай.

Комитет по этике японского Общества акушеров-гинекологов принял постановление, согласно которому оплодотворенные яйцеклетки, ставшие «отходами» после процедуры экстракорпорального оплодотворения, могут быть использованы для выращивания эмбрионов. С согласия «родителей», эти эмбрионы будут источником стволовых клеток.

А в Китае, как мы уже сообщали, строится Центр клонирования.

Итак, проблема клонирования предоставляет геополитический срез современного мира. Европейское сознание не готово к появлению новой медицинской технологии, а истеблишмент согласен отказаться от терапевтической пользы клонирования, связывая его с проявлением цивилизованного каннибализма — поглощения себе подобных. Европейский консерватизм по-прежнему находит поддержку в католичестве.

«Восточная медицина» более хладнокровно наблюдает за развитием стволовых клеток, понимая, что в чистом виде клонирование всё ещё миф — процент перерожденных и повреждённых клонированных клеток слишком высок, а удаление и перемещение ядра травмирует клетку. Кроме того, коэффициент эффективности и повторяемости в эксперименте по-прежнему слишком низкий, чтобы считать технологию клонирования освоенной.

Китайские власти хотят клонировать первыми