Астрономы заглушили свет трёх звёзд

Эксперимент с nuller в Jet Propulsion Laboratory (фото с сайта planetquest.jpl.nasa.gov).

Инженеры NASA, работающие в гавайской обсерватории W. M. Keck сумели подавить свет от трёх звёзд, в том числе — Веги, в сто раз. Это открывает замечательные перспективы в анализе околозвёздных пылевых дисков и, главное, в поиске подобных Земле планет, теряющихся на фоне ярких звёзд, около которых вращаются.

Джеймс Фэнсон (James Fanson), менеджер этого проекта из лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory), заявил: «Мы доказали, что интерферометр Keck может блокировать свет от звёзд, показывая соседнюю пыль». Это достижение стало возможным благодаря прибору nuller, или nulling combiner — «соединитель аннулирования».

Подробнее о начинке интерферометра Keck вы можете прочитать здесь. Мы же скажем, что в своей основе nuller — это ахроматический интерферометр, обрабатывающий свет из двух источников, вырезающий из «картинки» яркий свет звезды и направляющий результат в камеру.

Полученная информация окажется неоценимой в выборе звёзд, потенциально обладающих планетами типа Земли. Американские учёные намерены объединять информацию от телескопа Keck с информацией, которую будут поставлять другие проекты по поиску экстрасолнечных планет, такие, как Terrestrial Planet Finder (рассказ о нём — тут).

Планомерный обзор звёзд при помощи Keck, оснащённого прибором nuller, начнётся в 2006 году.

К настоящему времени астрономы нашли уже полторы сотни планет, вращающихся вокруг других звёзд. В основном, эти планеты — газовые гиганты типа Юпитера. Хотя нынешним летом астрономы открыли экстрасолнечную планету с массой всего-лишь 5,9-7,5 масс Земли.

Читайте также о планете, у которой имеется сразу три солнца, а ещё о непосредственной съёмке чужих планет (две связанные с этой темой истории — тут и тут).

Полёт туриста поднял вопрос о будущем американцев на МКС