NASA нашло подозреваемых в деле об опасной пене

Тот самый кусок пены (фото NASA/AP).

Вэйн Хэйл (Wayne Hale), недавно назначенный менеджер программы шаттлов, объявил первые итоги расследования NASA, которое выясняло — почему самый безопасный внешний бак из всех ранее построенных чуть не погубил Discovery летом нынешнего года.

Напомним, несколько фрагментов, и среди них — очень крупный (размером с чемодан) кусок теплоизолирующей пены с внешнего бака, откололись от стартующего челнока 26 июля 2005 года (фотографии и описание беспокойного старта — тут).

После небольшого ремонта прямо на орбите шаттл благополучно приземлился.

Но NASA приостановило полёты челноков. Ведь самый большой из упавших при старте фрагментов (тот самый «пенный чемодан») — шаттл в тот раз не задел. А если бы это случилось? Не исключено, что тогда отремонтировать корабль в космосе не удалось бы.

Самое обидное в этой истории для агентства: летавший в том злополучном рейсе бак — самый совершенный из всех когда-либо построенных для шаттлов. Более двух лет специалисты космической отрасли США работали над его модернизацией. Были заменены многие элементы конструкции, удалена часть теплоизолирующей пены в самых проблемных точках и так далее, и тому подобное.

И вот теперь агентство объявило самую реальную версию причины отрыва именно этого большого куска пены. Скорее всего, заявил Хэйл, этот участок покрытия повредили те самые рабочие, которые, вот ирония судьбы, занимались повышением безопасности бака.

Они могли задеть злополучный фрагмент своими пластиковыми ножами (которыми они удаляли лишний слой пены) или просто — облокотиться на него, создав трещины, через которые при старте ворвался воздух, отодравший лист пены от бака.

Обнаружение человеческого фактора вовсе не ставит точку в расследовании. Кроме того — изменения в конструкции бака будут продолжены.

Тем временем, NASA по-прежнему не может назвать дату следующего старта челнока (видимо, это снова будет Discovery ).

Ураганы Катрина и Рита нанесли серьёзные повреждения инфраструктуре шаттлов, задержав плановые работы по всей программе космических челноков на три месяца.

Самый ранний срок полёта шаттла — весна 2006 года. Но, как рассуждают менеджеры агентства, возможно, что американский челнок выйдет на орбиту только осенью 2006-го, если не ещё позже. А это, кстати, ставит вопрос о присутствии американцев на Международной Космической Станции.

Астрономы заглушили свет трёх звёзд