Акула совершила рекордный заплыв

Акула-рекордсмен Николь (фото M. Meyer/Marine and Coastal Management).

Рамон Бонфиль (Ramon Bonfil) и его коллеги из Общества сохранения дикой природы (Wildlife Conservation Society) рассказали о Большой белой акуле, которая дважды переплыла Индийский океан, вернувшись в точку старта.

Это первый зафиксированный случай, когда одна рыба переплыла целый океан, да ещё и преодолела его второй раз в обратном направлении.

Самку Большой белой акулы, по имени Николь (Nicole), учёные поймали у берега Южной Африки в ноябре 2003 года и снабдили её радиопередатчиком. Он не только подавал сигналы, но и записывал в память свои координаты, глубину погружения, температуру воды, время и другие параметры.

После этого акулу отпустили. Однако всего через 99 дней сигнал передатчика поймали у западного берега Австралии. Машинка исправно передала все данные о необычном путешествии акулы.

А через шесть месяцев после того, как эту акулу «слышали» в австралийских прибрежных водах, учёные встретились с ней вновь у Южной Африки. Почти в том же месте, где она начинала свой вояж.

Учёные не сомневаются, что это — та же самая акула — они зафиксировали не только маяк, но и увидели свои «отметки» на её плавнике.

Таким образом, Николь преодолела расстояние примерно в 11 тысяч километров дважды, примерно за три месяца и за полгода соответственно. В сумме: 22 тысячи километров за 9 месяцев. Это очень быстро для такого длинного марафона. По меркам любых плавающих животных — рекорд.

Наиболее вероятная причина путешествия — жажда размножения. И хотя Николь очень молода, учёные отмечают, что она могла разведывать маршрут на будущее.

Возможно, что эта акула родилась в Австралии и, таким образом, проведывала «дом». А может быть, инстинкт толкал её к другой популяции, так как такое скрещивание повышает генетическое разнообразие вида в целом.

Прибор показал, что путь Николь через океан был довольно прямым, что предполагает хорошие навигационные способности.

Большинство морских видов, совершающих большие вояжи, пользуется как навигационными подсказками рельефом дна, а также следует течениям. Николь, судя по записям прибора, не делала ни того, ни другого. 61% времени она проводила в нескольких метрах от поверхности воды, чего ранее за Большими белыми, особо, не замечали.

Исследователи предполагают, что акула пользовалась для навигации Солнцем или Луной, так как у Больших белых акул хорошее зрение.

Подвиг Николь подтверждает подозреваемую ранее связь между двумя из самых важных поселений Больших белых акул. И указывает заодно, что этот вид куда более уязвим для открытого океанского коммерческого лова, чем полагали ранее.

Читайте также историю о нападениях акул на людей.

В сражении питонов с аллигаторами победителей нет