Саламандры научат людей самовосстановлению

Будем надеяться, что за 25 лет саламандры и другие способные к регенерации существа расскажут учёным что-то важное (фото с сайта harvard.edu).

Базирующийся в Лондоне Фонд исцеления (Healing Foundation) объявил о начале совместного с университетом Манчестера (University of Manchester) 25-летнего исследования стоимостью $17,5 миллионов, целью которого является выяснение, как некоторые существа могут заживлять, отбрасывать и отращивать заново свои члены. Учёные хотят узнать, можно ли позволить людям делать то же самое.

Профессор Энрике Амая (Enrique Amaya) считает, что достичь цели вполне реально. По его словам, человеческие эмбрионы, если их оперируют в матке до наступления 6-го месяца беременности, заживляют раны без следа, но позже теряют эту способность.

Амая говорит, что у людей и амфибий имеется 85% одних и тех же общих генов, таким образом, возможно, что взрослые люди действительно имеют «гены заживления» в какой-то «спящей» форме.

И для идентификации этих генов у учёных есть помощники. Например, головастики незримо излечивают себя в течение нескольких часов или выращивают прекрасный новый хвост за девять дней.

А саламандры могут неоднократно выращивать тот же самый член, в то время как некоторые ящерицы имеют способность добровольно «терять» свои хвосты.

Известно, что у саламандры ключом к успешной регенерации является бластема — скопление однородных не специализированных клеток. «И мы хотим найти способ создать эти клетки», — добавляет профессор Амая.

Головастики тоже неплохо подходят для экспериментов, потому что развиваются вне матери, что делает их легко доступными. Кроме того, они, подобно эмбрионам человека, теряют способность к самовосстановлению с возрастом — когда превращаются в лягушек. Это означает, что гены, которые управляют процессом, можно распознать.

Энрике Амая надеется, что начатое исследование даст значимые результаты «в пределах поколения».

Читайте также о новом способе стимулирования регенерации конечностей человека и самовосстановлении коры головного мозга.

Акула совершила рекордный заплыв