Построен ездящий одномолекулярный автомобиль

Компьютерная реконструкция наноавтомобиля (иллюстрация Y. Shira/Rice University).

Джеймс Тур (James Tour) и его коллеги из техасского университета Райса (Rice University) создали самый маленький в мире действующий автомобиль: он состоит всего-то приблизительно из трёх сотен атомов, собранных в одну сложную молекулу.

Ширина автомобиля — 4 нанометра, чуть больше, чем толщина ДНК. Он имеет раму и оси, а каждое его колесо — это бакиболл, то есть сфера из 60 атомов углерода.

Другие научные группы уже строили объекты нанометрового масштаба, напоминающие внешне автомобили, однако, это первый пример, когда полученная молекулярная конструкция действительно катилась (даже — не скользила) по поверхности так же, как катятся автомобили на своих колёсах.

Секрет вращения бакиболлов на осях (фактически — на химических связях) — нагрев системы до 200 градусов Цельсия.

Учёные использовали сканирующий туннельный микроскоп, чтобы увидеть своё творение и доказать, что оно действительно катится.

Конечная цель исследования — создание наногрузовиков, которые могли бы транспортировать на себе молекулы к конвейерам нанофабрик.

Читайте также о промышленной наноткани, серийных чипах памяти на нанотрубках, роботе-пылинке и нано-машинах, сдвигающих каплю воды.

Кассетные нанобомбы будут разрывать раковые клетки изнутри