Физики составили сантиметровые цепочки из магнитных наночастиц

Из цепочек кобальтовых наночастиц, полагают авторы работы, можно будет выстраивать что-нибудь полезное (фото G. Cheng, A. R. Hight Walker/NIST).

Исследователи из американского национального института стандартов и технологий (National Institute of Standards and Technology) добились управляемой сборки и демонтажа очень длинных (сантиметры) цепочек из частиц с поперечником в считанные нанометры.

В качестве звеньев выступали магнитные кобальтовые частицы нанометрового масштаба, взвешенные в растворе. Чтобы заставить их формировать цепи, учёные прикладывали к частицам слабое магнитное поле. Частицы выстраивались вдоль силовых линий и соединялись друг с другом.

Интересно, что после этого соединения сила притяжения между частицами оказывалась так велика, что полная смена направления магнитного поля заставляла разворачиваться на 180 градусов уже всю цепь, как единое целое.

После выключения поля одна такая цепочка сворачивалась в трёхмерную спираль. А когда чашку с раствором слегка встряхивали — цепочка разваливалась на несколько маленьких колец.

Авторы исследования надеются, что оно пригодится при разработке новых типов компьютерной памяти, а особенно — в медицине, например, в системах сканирования и отображения больных тканей.

Читайте также о применении наночастиц в чипах-биосенсорах, нанобомбах и системе диагностики рака.

Построен ездящий одномолекулярный автомобиль