Создана белая лампочка из квантовых точек

Стеклянная трубка с квантовыми точками испускает белый свет под действием ультрафиолетового лазера. На врезке – «квантовая» лампочка (фото Daniel Dubois).

Майкл Бауэрс (Michael Bowers), аспирант университета Вандербильта (Vanderbilt University), создал лампочку из квантовых точек — кристаллов, содержащих менее 70 атомов каждый.

Вообще, квантовые точки — кристаллы нанометрового масштаба. В опыте Бауэрса они были действительно очень маленькими — 66-68 атомов каждый. Майкл установил, что эти кристаллы (полупроводники, к слову) хорошо откликаются на очень слабое электрическое или световое воздействие, выдавая яркий белый свет.

Именно цвет вторичного излучения стал неожиданностью для экспериментаторов — они ожидали синий. Вначале экспериментаторы освещали взвесь квантовых точек в колбе с помощью лазера, а затем соорудили другую конструкцию. Бауэрс и его товарищ смешали квантовые точки с полиуретаном и покрыли этим составом лампочку, с синим светодиодом внутри.

Когда лампу включили, её полимерная поверхность стала испускать яркий и приятный белый свет с лёгким жёлтым оттенком — совсем как у обычных ламп накаливания с матовой колбой.

Авторы опыта считают, что с применением квантовых точек можно изготавливать очень разнообразные приборы освещения — экономичные и долговечные, запускаемые в действие как синим (ультрафиолетовым) излучением первичных светодиодов или лазеров, так и обычным пропусканием через квантовые точки электрического тока.

Читайте об очень похожих опытах в Лос-Аламосе.

Созданы светодиоды на основе квантовых точек